Будущее агропрома

19 Января 2021
Павлодарские крестьяне никак не могут понять, кто сейчас пишет новую программу развития АПК в ближайшие пять лет. Не знают не только тех, кто её пишет, но и что в неё войдёт.

Кто пишет программу?

Немало воды утекло с тех пор, как Президент страны Касым-Жомарт Токаев поставил перед агропромом страны и перед Минсельхозом новые задачи на ближайшие пять лет. В их основе — увеличение производства сельскохозяйственной продукции в два раза и повышение производительности труда в сельском хозяйстве в два с половиной раза. Минсельхозу поручено разработать новую программу развития АПК с привлечением авторитетных экспертов и крестьян, сообщает «КазахЗерно.kz».

Пока мы не выходим на заявленные Президентом параметры, например, Павлодарская область в прошлом году увеличила производство продукции села на четыре процента, это в среднем соответствует республиканским цифрам. Но задача в том, чтобы идти дальше, как говорится, на рывок. При этом до сих пор не совсем понятно, какие задачи и способы их решения будут предложены новой программой Минсельхоза. Непонятно даже, какой вообще должна быть программа развития АПК на ближайшие пять лет? Известно, что создана рабочая группа, которая вроде бы работает, в неё вошли как чиновники, так и представители общественных организаций, например, партии «Ауыл». Сообщалось, что к составлению программы привлекли и «Атамекен», что по своей сути совсем даже неплохо. Но где в рабочей группе представители крестьян, руководители успешных ТОО и кооперативов? Пока об этом неизвестно, и это при том, что один из сдерживающих развитие села факторов – это частая смена подходов к управлению сельским хозяйством, каждый новый министр демонстрирует новые подходы. А это в какой-то степени дезориентирует крестьян, мешает строить планы на перспективу хотя бы нескольких лет. Даже в мерах господдержки крестьян часто меняются приоритеты. А значит, вновь принимаемая программа должны будет стабильно действовать все пять лет её существования, тогда не только своим, но и иностранным инвесторам легче станет ориентироваться на казахстанском рынке сельхозпродукции. То есть, должна появиться тщательно выверенная стратегия развития отрасли. А это значит, надо включать строго и внятно очерченные направления дальнейшей деятельности государства в АПК, направленные на выполнение задач, поставленных перед АПК Президентом страны, на основе покупки и применения новых технологий.

Пока же мы лишь отрывочно узнаём, чем занимается рабочая группа. Так, может быть, стоит, исходя из задач, побольше взять людей «от земли», способных со знанием дела вносить дельные предложения? Не видно и обсуждений предложений, за исключением сообщений от «Атамекена» и от партии «Ауыл». Кто советуется с крестьянами? Понятно, пандемия… как бывало, агросовещание раз-другой не проведёшь, но есть же технологии онлайн, которые можно использовать. Главное, чтобы опять всё не прошло келейно, как это было при обсуждении прошлых программ и их последующем обновлении чуть ли не каждый год. В конце концов, все ведь, наверное, заинтересованы в том, чтобы подготовить качественную программу последующего развития, тем более что под неё планируется выделить громадные деньги.

При этом всем и давно понятно, что, прежде всего, потребуется развивать инфраструктуру сельского хозяйства. Сейчас сельхозпроизводители вынуждены покупать то, что им необходимо для работы — нефтепродукты, семена, удобрения, пестициды, технику — мелкими партиями, а значит по завышенной цене. Да ещё при этом куча посредников норовит нажиться на крестьянах. Эти же перекупщики каждый год сбивают цены при покупке у крестьян произведённой ими продукции, особенно когда действует сезонный фактор. В результате крестьяне теряют доходы на ровном месте, обогащая неизвестно кого. А это в свою очередь ограничивает их возможности при покупке новой техники, семян, породистого скота и так далее.

Кстати, мне кажется, что по поводу сельскохозяйственной техники нужна особая часть программы, ведь как бы ни старались крестьяне, а парк техники, в том числе и в Павлодарской области, остаётся порядком изношенным и возрастным. Больше 75 процентов сельхозмашин старше 12-15 лет. Разве можно решать новые задачи на устаревшей и полуизношенной технике? Так может быть, нам предусмотреть совсем другие подходы и преференции для крестьян при покупке сельхозтехники? Может, пора возродить успешно действовавшую в советское время сеть машинно-технологических станций. Не в прежнем виде конечно, а с использованием самой идеи создания такой сети. То есть, как ни смотри, а в инфраструктуру придётся вкладываться, или отставание от современного уровня сельского хозяйства будет и дальше возрастать. Хорошая инфраструктура —  прямой путь к совершенствованию технологий, ведь в развитых странах давно поняли: надо вкладываться не в само производство, а в технологии, в оборудование, ориентироваться на науку. А значит, придётся учить мелких и средних фермеров, без знаний сегодня никуда. И об этом давно говорится, но мало что делается.

И вообще, должна ставиться цель увеличения доли АПК в общем национальном продукте, ведь пока ещё в структуре казахстанской экономики сельское хозяйство упорно остаётся на доле в 5-7 процентов. И это при наших земельных ресурсах и возможностях — Казахстан на втором месте в мире по площади пахотных земель на душу населения и остаётся крупнейшим экспортёром зерна. Так надо пользоваться этим преимуществом. Первая задача – достичь 10 процентов, а затем идти дальше, тем более что продовольствие сегодня – один из самых востребованных товаров в мире. Но, несмотря на все наши ресурсы, страна идёт лишь на 50-м месте в мире в индексе продовольственной безопасности среди 113 стран. И АПК пока ещё не очень заметно влияет на экономику страны в целом, это, кстати, подтверждают и низкие доходы сельчан. Если крупные ТОО имеют возможность постепенно поднимать зарплату работникам почти до городского уровня, то в мелких и средних хозяйствах всё гораздо хуже. А при низких доходах – попробуй удержать молодёжь на селе.

Хотя ведь возможности у нас действительно большие, несмотря на то, что страна не имеет собственного выхода в большие порты и вынуждена пользоваться чужими. Однако, по данным Минсельхоза, мы экспортируем продукцию сельского хозяйства в 72 страны мира. В том числе в Китай везём пшеницу, пшеничные отруби, соевые бобы, люцерну, рапсовой шрот, ячмень, кукурузу, семена льна, пшеничную кормовую муку и пшеничную муку. В Иран поставляем пшеницу, ячмень, семена подсолнечника, рапс и лён. В страны СНГ – плодовоовощную продукцию, пшеницу, кукурузу, рис, семена подсолнечника, рапс и лён. Евросоюз интересуют наши пшеница и семена льна. Перед пандемией экспорт продукции вырос почти на 6,5% и достигал 3,3 миллиарда долларов, но коронавирус сказался – в прошлом году экспорт сеьхозпродукции снизился почти на 10 процентов, до 2,1 миллиарда долларов.

Особенно сейчас, когда разрабатывается новая программа, крестьян волнует, какие меры и насколько эффективные будут предложены разработчиками нового плана развития АПК? Пока, по старой схеме работы, у нас предусматриваются различные субсидии. На развитие производства приоритетных культур, в том числе многолетних растений; на развитие семеноводства; действует субсидирование стоимости удобрений и пестицидов, биоагентов; субсидирование стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям. Размер субсидий ежегодно растёт, но ежегодно растут и цены на сельхозпродукцию, и этот парадокс трудно объяснить, если мы ведём речь об эффективности вложений. Наверное, при выделении субсидий всё-таки надо их как-то обуславливать. А то ведь в прошлом году их в стране выплатили на 86,8 миллиарда тенге, а многого ли достигли? Основные условия получения субсидий – наличие земельного участка и подтверждение затрат, потому что их выдают постфактум в качестве возмещения части понесённых расходов. То есть доступ есть, но он обусловлен и твоим местом в очереди. Те, кто успел оформить субсидии быстро – получают их первыми, а потом деньги могут кончиться и кому-то придётся ждать полагающихся сумм, может статься, и год. Такую практику, конечно же, надо менять.

У крестьян есть немало вопросов по субсидиям, говорят, что их выплачивают не всегда справедливо. Так может, посмотреть на проблему стратегически, а не применительно к каким-то культурам или видам скота? Звучали предложения о том, что крестьянам нужны эффективные преференции по налогам. Они есть и сейчас, но сельчане считают, что этого мало. Им нужны льготы по налогам на прибыль; освобождение от таможенных платежей на импортируемое оборудование, комплектующие материалы, сырьё, фурнитуру и так далее. Направленность таких послаблений должна быть в сторону организации глубокой переработки продукции. Правительство могло бы более грамотно и оперативно реагировать через политику изменения пошлин при изменениях цен и спроса на мировом рынке сельхозпродуктов. То есть во главе угла должны стоять свои производители, их интересы. Особенно это касается переработчиков, хотя, допустим, овощеводов тоже. Возможно, придётся подумать о формах субсидирования – не деньги давать крестьянам, а уже оформленную технику или оборудование, причём, со значительным удешевлением. Но основной вектор субсидий, и это совершенно понятно, должен быть направлен на внедрение новых технологий, а не на чистое производство продукции. Так делают во многих странах мира, и получается. А вот несколько глав крупных ТОО нашей области прямо говорили мне, что субсидии вообще можно отменить, оставив, может быть, только инвестиционные. Если уж развитые страны дотируют своё сельское хозяйство в основном через льготные кредиты и ценовую политику, то и нам стоит об этом подумать. Главное – дать крестьянам доступ к длинным и дешёвым кредитам. Вот, что нужно, хотя есть и другие способы мотивации. А именно мотивация в развитии сельского хозяйства –главный рычаг движения вперёд. И не придётся тогда навязывать крестьянам, хоть и не напрямую, а через доступ к субсидиям, выращивание определённых культур. Их надо по-другому мотивировать – всё должен решать спрос на рынке и рентабельность культур. А тут очень понадобится грамотное сопровождение экспертов и аналитические прогнозы о состоянии дел на рынках.

Говоря о том, какие культуры нужно развивать, эксперты сходятся в утверждении: те культуры, которые имеют спрос на рынке, высоко рентабельны и доходны для сельхозтоваропроизводителя. То есть и Минсельхозу и областям сейчас нужны по большому счёту грамотные аналитические центры, куда наберут не родственников бастыков, а грамотных специалистов. Тогда появятся реальные прогнозы по спросу на определённые культуры в конце растениеводческого сезона.

Всё это может и должно быть как-то отражено в новой программе развития АПК, хотя, конечно, мы сегодня подняли лишь пласт проблем, лежащих, что называется, на виду. Крестьянам действительно крайне нужен объёмный, всесторонний и долго действующий выверенный документ, по которому можно бы было определиться с планами и работать в долгую.
Владимир Гегер
КазахЗерно.kz
+7(7152) 46-78-92
kazakhzerno.ans@gmail.com
www.kazakh-zerno.net