Как помочь фермерам накормить мир

4 Апреля 2020
Кто и почему издевается над фермерами Казахстана
Одиозная система Колдау, через которую фермеры Казахстана должны подавать заявки на получение госсубсидий, «отличилась» в очередной раз. После всех прочих проблем (зависания, неотработанный функционал, невозможность соблюдать очередность подачи заявок, вопросы защищённости данных, отсутствие интеграции с государственными базами данных, отмечает «КазахЗерно.kz».) — новый скандал. А именно — управляющая порталом компания объявила о предстоящем в конце апреля повышении стоимости доступа абонентам к системе в 3,7 раза!

Не Колдау, а Корлау
Жигули Дайрабаев, президент Союза фермеров Казахстана отметил, что повышение стоимости услуг для крестьян в нынешний период — факт возмутительный.

— Это не только мое мнение, это мнение всех фермеров Казахстана, а их у нас более 212 тысяч, — сказал Жигули Дайрабаев. — Мне звонят и пишут из всех регионов. Люди возмущены! По сути дела, сейчас только крестьяне в стране и работают. Города закрыты на карантин, многие предприятия остановлены. А аграрии встают в шесть утра и выходят в поле, чтобы обеспечить страну сельхозпродукцией. Президент РК даёт поручения усилить поддержку фермеров, дать им отсрочки по платежам, снизить ставки. А что делают люди, стоящие за системой Колдау? Повышают плату за пользование. Это уже не Колдау, Поддержка, это уже Корлау, Издевательство! Не знаю, что это за люди, и что ими движет. Но их нужно остановить. Мы вышли на Минсельхоз, на Национальную палату предпринимателей «Атамекен», с их помощью надеемся изменить ситуацию. Крестьянам сейчас тяжело, на счету каждый день, каждый тенге. А их лишают и времени, и денег  — вместо помощи. Платы за получение госуслуг быть не должно по закону! Поэтому и стоимость пользования системой для подачи заявок на субсидии должна равняться нулю!

Реакция бизнеса

Реакция от НПП «Атамекен» также последовала незамедлительно. Палата направила письмо в Минфин, Минсельхоз, Миннацэкономики и Комитет по регулированию естественных монополий.

«На сегодняшний день ИУЦ на своем сайте разместил информацию об увеличении абонентской платы за годовое обслуживание лицевого счета для клиентов в информационной системе субсидирования с 3 до 11 МРП, или в 3,7 раза.

Ежегодное увеличение абонентской платы ИУЦ обосновывает покрытием операционных расходов за ведение Системы зерновых расписок (закуп оборудования).

При этом, в 2019 году решением Совета директоров ИУЦ был увеличен размер абонентской платы за годовое обслуживание лицевого счета для клиентов Регистратора зерновых расписок с 5 до 21 МРП.

В целом за 3 года абонентская плата ИУЦ за допуск участников зернового рынка к электронным зерновым распискам увеличилась в 25 раз (с 2121 тенге до 53025 тенге).

Учитывая непростую ситуацию в стране и мире, введение чрезвычайного положения, а также нестабильного курса валюты, сельхозтоваропроизводители уже сегодня несут высокие издержки в производстве. Дополнительное удорожание непроизводственных расходов негативно скажется на себестоимости продукции, росту цен на продовольственные товары в особенности для мелких фермеров», — сказано в доменте.

На основании вышеизложенного, «Атамекен» просит уполномоченные органы разобраться в данной ситуации и принять необходимые меры по недопущению увеличения абонентской платы на портале Колдау.

Потерянная репутация

Что же сподвигло людей, стоящих за системой Колдау, пойти на этот вызывающий шаг?

Оказывается, АО «ТрансТелеКом» (входит в консорциум с «ИУЦ» и ТОО «ЦИФС») успело написать за последние два месяца аж два письма в Минсельхоз. В них были изложены сомнительные мотивы к повышению стоимости доступа к системе Колдау.

Во-первых, «ТрансТелеКом» сетует, что изначально он рассчитывал «окучивать» 100 тыс. фермеров страны. (И видимо, исходя из этой суммы набрал в штат кучу народа с космическими зарплатами). В реальности, несчастных фермеров оказалась лишь 41 тысяча. Остальным повезло — животноводам была предоставлена возможность на бесплатных условиях пользоваться для подключения к субсидиям системой ИАС.

Что самое смешное, даже с нагрузкой более чем в полтора раза ниже изначально запланированной, «ТрансТелеКом» внезапно обнаружил, что их вычислительные мощности не тянут обработку получаемых данных! Спрашивается, что бы вы делали, если бы фермеров и вправду было 100 тыс. человек?! Поэтому второй мотив повышения стоимости абонплаты — якобы неотложная необходимость закупить новое оборудование.

Как такое может быть? Система проработала один год, и уже нуждается в модернизации! Налицо либо непрофессионализм управленцев, либо (что подтверждается многочисленными аналогичными примерами) риск того, что «новое» по бумагам оборудование, купленного год назад, было дешёвым хламом. А где денежки, потраченные на его покупку — вопрос к аудиторам и правоохранительным органам.

Каким бы ни был верный ответ на этот вопрос, очевидно одно  — «специалистов» столь низкого уровня подпускать к обслуживанию АПК (важнейшей отрасли в экономике страны) нельзя.

Тем более, что есть пример работы ИАС для животноводов — стабильной и бесплатной. Нужно искать замену много раз дискредитировавшей себя системе Колдау, обеспечив фермеров реальной поддержкой, а не на пустых словах. Как и поручил Президент РК Касым-Жомарт Токаев.
Мырзабек Смагулов
КазахЗерно.kz
+7(7152) 46-78-92
kazakhzerno.ans@gmail.com
www.kazakh-zerno.net