Китай опять не пускает через границу грузы из Казахстана

20 Сентября 2021
Долги казахстанских предпринимателей за нарушение договоров растут, а ситуация на границе практически не меняется. Проблема только усугубляется, передает собкор агентства «КазахЗерно.kz».

И виновата в том, на первый взгляд, лишь Поднебесная. Оттуда следует одно малопонятное ограничение за другим. В Региональной Палате предпринимателей, куда с проблемой обращаются экспортеры и импортеры Востока, свое видение проблемы. Каким может быть выход из грузоперевозочного тупика, прокомментировал замдиректора по экономическим вопросам Аскар Жакупбаев.

Ограничительная политика со стороны КНР, как считают в Палате, своего рода реакция на периодически вводимые казахстанской стороной экспортные запреты. Они, между прочим, вредят имиджу Казахстана в целом.

– У нас с Китаем уже второй год тянется история с перебоями по поставкам в обе стороны. В результате происходит срыв контрактов, рост расходов на услуги экспедиторов. Под китайские ограничения в РК попадает как железнодорожный, так и автомобильный транспорт. Казахстан несет немалые потери, дорожают одежда, обувь, бытовая техника, плодоовощная продукция и др. – все, что поставляется нам из КНР. Из аналитических данных, размещенных в открытых источниках, следует, что в стране отмечается увеличение цен на 40%, – говорит А. Жакупбаев.

При этом негатив, по его словам, усилился из-за введенных в Казахстане ограничений на экспорт подсолнечника, жмыха, подсолнечного масла, шрота, и др.

– Как помнится, в Палате положительно отнеслись к системе квотирования…

– Разумеется, квоты – это уже не запрет. Однако раз какие-то ограничения введены, то вероятно, контракты, которые были заключены ранее, наши экспортеры выполнить не смогут. Опять пострадает деловой имидж страны. Партнеры решат: «Не надо с Казахстаном дел иметь, вдруг завтра там экспорт опять запретят. Других найдем!»

Содержание
Чем может обернуться перестраховка
Китай – дело тонкое
«Клеточная» политика и платформенный дефицит
Выход есть
Чем может обернуться перестраховка

В Минсельхозе, по словам замдиректора, конечно, понимают эту коллизию. Но стоит ведь и другая важная задача – накормить страну. Однако порой от перестраховки бывает и вред. Раз зашли на рынок и работаем, надо закрепить свои позиции. А от запретов и ограничений у иностранных контрагентов начинаются сомнения в партнерской добропорядочности.

– Вот в 2020 вышел у нас запрет на экспорт подсолнечника – и китайцы нашли других поставщиков! А в Казахстане 12 тыс. поездов по 50 вагонов остались стоять. Огромные деньги выброшены просто на ветер! Даже думая, как накормить страну, мы не должны из-за этого паниковать и закрывать свои границы хоть в Китай, хоть в любую другую страну, – считает замдиректора РПП.

Китай – дело тонкое

Из чего еще складываются издержки наших предпринимателей? Допустим, груз не отправили, – значит, он сдается на хранение, а это в среднем тянет на $200–300. Цена товаров в последующем соответственно увеличивается. До 40% доходит.

– Сейчас сотни машин с грузами, которые направляются в РК, скопились на границе Достык-Алашанькоу. Китай не открывает переезд, объясняя отказ карантином, и это длится уже в течение месяца. Идут ссылки, что порты и станции загружены, нет свободных платформ под контейнеры, – рассказал А. Жакупбаев.

Однако одновременно КНР, как отметил замдиректора, без проблем пользуется Казахстаном в качестве транспортного коридора для экспорта своих товаров в страны Европы. И они следуют через РК без всяких перебоев.

В прошлом году через Казахстан Китай совершил, привел он данные, 12 406 транзитных рейсов в страны Европы. За 7 мес. текущего года – через Алашанькоу проследовали более 3 650 поездов. Поставки европейцам из СУАР выросли на 35%. Например, в город Дуйсбург (Германия) каждый день приходит четыре поезда из Поднебесной!

– Но деньги-то они платят Казахстану за транзит…

– Это так, но мы, получается, служим лишь экспортным коридором для Китая, а к себе вывезти товары, так же, как от нас в КНР, наши предприниматели не могут, неся убытки в виде штрафов и пени, – говорит А. Жакупбаев.

«Клеточная» политика и платформенный дефицит

До всех этих ограничительных трений по железнодорожным путям из Китая в РК в месяц, по информации Палаты, прибывало не менее четырех составов, и в каждом по 75 вагонов. Сегодня эта цифра «докатилась» до одного состава.

Есть и другие препоны. Сейчас в Китае и Европе в приоритете размещение контейнеров с грузом на специальных, как уже упомянуто, платформах. Но в РК таковых имеется не более двухсот. При этом из Поднебесной Казахстан в месяц завозит в среднем четыре тыс. контейнеров примерно на $300 млн.

Это еще не все! Китайской стороной изобретено новое требование – металлические клети, куда надлежит помещать груз. Они-де во время пандемии исключат личные контакты между людьми, а значит – инфицирование коронавирусом.

Груз в клетке ставит и снимает с платформы подъемный кран. Причем у клетки есть, разумеется, вес, который тоже считается. Предпринимателю ничего не остается, как с учетом этого заказывать клетку под соответствующий груз. Тратятся деньги, время, нервы, ведь клетку приходится делать каждый раз новую. А после доставки груза она годится разве что на металлолом.

Выход есть

Как известно, недавние переговоры, что Минсельхоз и «Казахстан Темир Жолы» провели с китайцами, ничем не увенчались. В Палате намерены от имени восточно-казахстанского бизнес-сообщества представить пакет своих предложений председателю президиума Нацпалаты «Атамекен» Тимуру Кулибаеву для дальнейшего направления в Правительство.

Речь идет о том, в частности, что можно вводить пошлины для импортеров с включением в стоимость продукции. И бюджет пополняется, и деньги могут быть направлены на развитие сельхозотрасли, на субсидирование сферы переработки. В РФ, по информации Палаты, используют такую практику не первый год. У россиян размер пошлины за 1 тонну продукции составляет 30$.

– И, конечно, нам надо развивать собственное производство. В настоящее время нашими предпринимателями построены в ВКО два крупных производства по переработке семян подсолнечника. Крестьянам, которые будут сдавать их туда, надо дополнительно осуществлять выплату субсидий, таким образом стимулировать бизнес, тогда проблем с сырьем не возникнет, – говорит А. Жакупбаев.

Никто не посягает на права Правительства в вопросе использования рычагов для решения продовольственной безопасности страны, но и забывать о рыночных реалиях, наверное, тоже нельзя.

– А у нас как? Подорожало подсолнечное масло, и сразу вводим запреты или квотируем! Эта дорога в никуда, – резюмировал Аскар Жакупбаев.

Но пока вопрос с грузоперевозками между Казахстаном и Китаем не снят с повестки дня.
Надежда Михеева
КазахЗерно.kz
+7(7152) 46-78-92
kazakhzerno.ans@gmail.com
www.kazakh-zerno.net