Основные проблемы мясной отрасли и пути их решения
22 Сентября 2021
Общее собрание Мясного Союза Казахстана избрало новый состав Правления. В том числе, избран и новый Председатель Правления, им стал Азамат Абильдаев. До настоящего момента эту должность занимал Асылжан Мамытбеков, сообщает «КазахЗерно.kz».
Напомним, что Асылжан Мамытбеков в 2011–2016 годах занимал кресло министра сельского хозяйства Казахстана. В основном, в эти годы он занимался реализацией Проекта повышения экспортного потенциала по мясу КРС. Именно благодаря ему основной объем выделяемых государством на финансирование АПК бюджетных средств уходил на поддержку мясного скотоводства. В первую очередь, поддерживался закуп скота за рубежом, а также строительство и деятельность откормочных площадок (например, выплачивались щедрые субсидии на нагул веса при откорме).
Однако, эта система доказала свою нежизнеспособность: поскольку господдержка не доходила до рядовых фермеров, в стране так и не появилась база для развития животноводства – достаточное число хозяйств, выращивающих молодняк. Кроме того, из-за проблем с ветеринарией и из-за закрытости внешних рынков, казахстанские производители мяса не смогли выйти на экспортные рынки. В итоге, они оказались вынуждены либо продавать за границу живой скот, либо реализовывать мраморную говядину на внутреннем рынке без ценовой премии. В обоих случаях, рентабельность производства оказалась очень низкой, что не позволило привлечь в отрасль ни новых фермеров (ставилась задача увеличения ферм на 80 тыс.), ни инвесторов, готовых строить современные мясоперерабатывающие заводы.
Также были провалены целевые индикаторы Проекта повышения экспортного потенциала по мясу КРС – экспорт в 2016 году 60 тыс. тонн говядины и 180 тыс. тонн – в 2020 году. В реальности, Казахстан остается зависим от импорта мяса, ежегодно покупая за границей почти 250 тыс. тонн мыса всех видов и колбасных изделий, в том числе 25 тыс. тонн говядины.
Сам Мамытбеков потерял должность министра в 2016 году после череды земельных митингов, прокатившихся по стране после попытки реформирования земельного законодательства. Уйдя из МСХ РК, Асылжан Мамытбеков и возглавил Мясной Союз – объединение крупнейших животноводческих хозяйств страны (в основном, откормочных площадок, которые и получили выгоды от действий Мамытбекова на посту министра).
Возможно, одной из причин «снятия» Асылжана Мамытбекова с должности глав мясного Союза стали последние коррупционные скандалы – их обнаружила антикоррупционная служба и в системе выдачи ветеринарных сертификатов, и в системе выдачи фитосанитарных сертификатов. Причем тут Мамытбеков? Обе эти службы возглавляли люди из команды, пришедшей в МСХ РК еще в его бытность министром.
Итак, новый председатель правления Мясного Союза — Азамат Абильдаев, в послужном списке которого значится «депутат Мажилиса Парламента 7-го созыва, член Комитета по аграрным вопросам». Также он возглавлял животноводческие компании РК.
Сам Асылжан Мамытбеков не постеснялся назвать свои «заслуги», а также обозначить перед своим приемником тот ворох проблем, которые он оставил ему в наследство.
Например, в свои заслуги экс-министр записал создание технологической цепочки – «племрепродукторы, фермеры, содержащие маточное поголовье, откормочные площадки и мясоперерабатывающие комплексы».
В реальности, племрепродукторы Казахстана не могут продавать скот фермерам страны на равных условиях с импортерами — государство по-прежнему платит за импортный скот субсидии в два раза больше, чем за приобретенный в племрепродукторах (300 тыс. тенге против 150 тыс. тенге).
Что до фермеров, то они вынуждены отдавать скот за бесценок, поскольку на рынке орудуют перекупщики. Покупая у фермера скот по 1500 тенге/килограмм за живой вес, они перепродают его по 3000, снимая все сливки с чужого труда. Именно Мамытбеков не смог отстроить правильную систему заготовки.
Что до откормплощадок, то после «отключения» от субсидий, они перестали даже делать вид, что занимаются откормом, а переквалифицировались в консолидаторов оптовых партий молодняка для экспорта в Узбекистан.
И главные пострадавшие в этой системе – именно упомянутые Мамытбековым мясокомбинаты – они остаются без сырья для переработки.
Что до проблем, которые Мамытбеков предал в наследство новому председателю, то это вопрос рынков сбыта: «закрытые рынки по охлажденному мясу и субпродуктам в Китай не позволяют мясоперерабатывающим комплексам повысить свою эффективность и дать конкурентную закупочную цену для фермеров и откормплощадок», — написал экс-министр.
Эта ремарка выглядит кощунственно, ведь именно сам Асылжан Мамытбеков выстроил всю систему так, чтобы на экспорт можно было отправлять только живой скот. Кстати, он и в этом прощальном посте не преминул вспомнить о том, что запрещать экспорт живого скота – это «нерыночный механизм, который наносит ущерб бизнесу».
А как быть с ущербом государству, бюджету страны, который нанес проваливший мясной прожект? Кто заплатит за то, что сотни миллиардов тенге, выделенные на этот провал, не принесли никакой пользы отрасли? К сожалению, ответ на этот вопрос получить мы вряд ли сможем. Остается надеяться, что это вопрос рано или поздно ему задаст антикоррупционная служба.
Напомним, что Асылжан Мамытбеков в 2011–2016 годах занимал кресло министра сельского хозяйства Казахстана. В основном, в эти годы он занимался реализацией Проекта повышения экспортного потенциала по мясу КРС. Именно благодаря ему основной объем выделяемых государством на финансирование АПК бюджетных средств уходил на поддержку мясного скотоводства. В первую очередь, поддерживался закуп скота за рубежом, а также строительство и деятельность откормочных площадок (например, выплачивались щедрые субсидии на нагул веса при откорме).
Однако, эта система доказала свою нежизнеспособность: поскольку господдержка не доходила до рядовых фермеров, в стране так и не появилась база для развития животноводства – достаточное число хозяйств, выращивающих молодняк. Кроме того, из-за проблем с ветеринарией и из-за закрытости внешних рынков, казахстанские производители мяса не смогли выйти на экспортные рынки. В итоге, они оказались вынуждены либо продавать за границу живой скот, либо реализовывать мраморную говядину на внутреннем рынке без ценовой премии. В обоих случаях, рентабельность производства оказалась очень низкой, что не позволило привлечь в отрасль ни новых фермеров (ставилась задача увеличения ферм на 80 тыс.), ни инвесторов, готовых строить современные мясоперерабатывающие заводы.
Также были провалены целевые индикаторы Проекта повышения экспортного потенциала по мясу КРС – экспорт в 2016 году 60 тыс. тонн говядины и 180 тыс. тонн – в 2020 году. В реальности, Казахстан остается зависим от импорта мяса, ежегодно покупая за границей почти 250 тыс. тонн мыса всех видов и колбасных изделий, в том числе 25 тыс. тонн говядины.
Сам Мамытбеков потерял должность министра в 2016 году после череды земельных митингов, прокатившихся по стране после попытки реформирования земельного законодательства. Уйдя из МСХ РК, Асылжан Мамытбеков и возглавил Мясной Союз – объединение крупнейших животноводческих хозяйств страны (в основном, откормочных площадок, которые и получили выгоды от действий Мамытбекова на посту министра).
Возможно, одной из причин «снятия» Асылжана Мамытбекова с должности глав мясного Союза стали последние коррупционные скандалы – их обнаружила антикоррупционная служба и в системе выдачи ветеринарных сертификатов, и в системе выдачи фитосанитарных сертификатов. Причем тут Мамытбеков? Обе эти службы возглавляли люди из команды, пришедшей в МСХ РК еще в его бытность министром.
Итак, новый председатель правления Мясного Союза — Азамат Абильдаев, в послужном списке которого значится «депутат Мажилиса Парламента 7-го созыва, член Комитета по аграрным вопросам». Также он возглавлял животноводческие компании РК.
Сам Асылжан Мамытбеков не постеснялся назвать свои «заслуги», а также обозначить перед своим приемником тот ворох проблем, которые он оставил ему в наследство.
Например, в свои заслуги экс-министр записал создание технологической цепочки – «племрепродукторы, фермеры, содержащие маточное поголовье, откормочные площадки и мясоперерабатывающие комплексы».
В реальности, племрепродукторы Казахстана не могут продавать скот фермерам страны на равных условиях с импортерами — государство по-прежнему платит за импортный скот субсидии в два раза больше, чем за приобретенный в племрепродукторах (300 тыс. тенге против 150 тыс. тенге).
Что до фермеров, то они вынуждены отдавать скот за бесценок, поскольку на рынке орудуют перекупщики. Покупая у фермера скот по 1500 тенге/килограмм за живой вес, они перепродают его по 3000, снимая все сливки с чужого труда. Именно Мамытбеков не смог отстроить правильную систему заготовки.
Что до откормплощадок, то после «отключения» от субсидий, они перестали даже делать вид, что занимаются откормом, а переквалифицировались в консолидаторов оптовых партий молодняка для экспорта в Узбекистан.
И главные пострадавшие в этой системе – именно упомянутые Мамытбековым мясокомбинаты – они остаются без сырья для переработки.
Что до проблем, которые Мамытбеков предал в наследство новому председателю, то это вопрос рынков сбыта: «закрытые рынки по охлажденному мясу и субпродуктам в Китай не позволяют мясоперерабатывающим комплексам повысить свою эффективность и дать конкурентную закупочную цену для фермеров и откормплощадок», — написал экс-министр.
Эта ремарка выглядит кощунственно, ведь именно сам Асылжан Мамытбеков выстроил всю систему так, чтобы на экспорт можно было отправлять только живой скот. Кстати, он и в этом прощальном посте не преминул вспомнить о том, что запрещать экспорт живого скота – это «нерыночный механизм, который наносит ущерб бизнесу».
А как быть с ущербом государству, бюджету страны, который нанес проваливший мясной прожект? Кто заплатит за то, что сотни миллиардов тенге, выделенные на этот провал, не принесли никакой пользы отрасли? К сожалению, ответ на этот вопрос получить мы вряд ли сможем. Остается надеяться, что это вопрос рано или поздно ему задаст антикоррупционная служба.
Последние новости раздела
15 августа 2022
11 августа 2022
10 августа 2022
10 августа 2022