Как влияет себестоимость сырья на успешность бизнеса по производству бытовой химии?

18 Декабря 2022
Проблема оптимизации себестоимости  актуальна для любого предпринимателя .Эксперт  в области химической технологии Юлия Силкина   рассказывает, как избежать ошибок при  определении  себестоимости сырья  при разработке продуктов бытовой химии.


Поставленный в заголовке вопрос интересует многих начинающих производителей.
Нередко при рассмотрении технических заданий клиентов  приходится сталкиваться с посылом: «Разработайте   мне рецептуру продукта с такими-то  характеристиками, только, желательно, с минимальной себестоимостью сырья». Давайте разберемся, насколько  возможно разработчику рецептур    удовлетворить подобные запросы  производителей.
    Главный нюанс - в том, что сама по себе себестоимость по сырью - это всего лишь промежуточный показатель, который никаким образом не характеризует финансовые результаты предприятия.  Есть гораздо более красноречивые  показатели- прибыль, маржинальность, рентабельность. Но они уже зависят не столько от собственно себестоимости, сколько  от соотношения себестоимости и цены продукта. Причем, себестоимость здесь учитывается итоговая- в ее структуре на долю себестоимости по сырью  приходится лишь определенный процент. Это может быть и 30%, и 20;, и 15%, и даже  меньше. Кроме того, на перечисленные показатели, как мы говорили выше, влияет и цена. А тема ценообразования - отдельная , и крайне важная. Рассмотрим ее немного подробнее.
      Ценообразование  на рынке бытовой химии ( впрочем, как и на многих других рынках) уже давно не привязано  к цене. Между тем, в сознании производителей  устойчиво живет аксиома: «Цена - это себестоимость. умноженная на определенный коэффициент». Действительно, если бы это соблюдалось  на 100%, нам приходилось бы любыми путями снижать себестоимость, чтобы не разориться на фоне  предприимчивых конкурентов. Но это не совсем так. Указанный способ ценообразования  имеет место быть на высококонкурентных рынках   с одинаковой ( или почти одинаковой)  продукцией,  где «подкованный» покупатель  хорошо осведомлен о среднерыночных ценах  и не позволит себе платить больше. Обозначенная  ситуация чаще складывается  на рынках эконом - товаров  массового потребления.    Еще раз повторимся,   на рынках с «безликим»  товаром.  И, если вы не готовы  работать над  «уникализацией»   товара -  пожалуй,  вам придется постоянно изыскивать резервы снижения себестоимости ( не факт, что именно  за счет  сырья, но и это, к какой-то степени,  исключать не будем).
    Но,  если  останавливаться на самых примитивных  и заведомо  неинтересных   вариантах -  не ваш принцип, то  нам с вами есть над чем задуматься.  А именно – как  «отстроиться» от конкурентов. Поверьте, это не та сложно, на может показаться на первый взгляд. Для этого не нужно  изобретать велосипед,  заказывать  баснословно  дорогие  разработки в научно- исследовательских институтах и кардинально менять рецептуру продукта. Порой достаточно добавить один компонент,  или заменить    один -  два компонента на другие, чтобы  функциональные характеристики  продукта заметно улучшились. Опытный химик - технолог  даст квалифицированный совет,  как  это осуществить правильно и максимально эффективно. Да, это может повлечь некоторое повышение себестоимость по сырью,  но  темп роста прибыли и рентабельности, а также прочих значимых показателей, при условии грамотного  маркетинга,  будет однозначно  выше.
    Стоит принимать во внимание и тот момент, что качество продукта в сфере бытовой химии  напрямую связано  с теми компонентами, которые входят в его состав. Если вы хотите позиционировать  свой товар  как «гипоаллергенный»,  «безопсный для детей», «эколгичный» и т.д., то стремиться к использованию компонентов сырья с минимальной стоимостью- тупиковая идея. Например,  для гипоаллергенного или детского стирального порошка  понадобятся мягкие поверхностно - активные вещества  природного  происхождения, которые стоят дороже, чем  синтетические. Но это отнюдь не значит,  что прибыль,   рентабельность, маржинальность вашего бизнеса  будут ниже,  чем конкурентов использующих синтетическую  и более дешевую алкилсульфокислоту. Хорошие потребительские характеристики в сочетании с  разумной организацией производства и продуманной маркетинговой политикой могут дать превосходные результаты.
Роман Громов
Современные химические технологии
khimik.tekhnolog@mail.ru
khimik.tekhnolog@mail.ru
Сайт " Современные химические технологии"