Патентование средств бытовой химии: секреты для начинающих

7 Мая 2023
Начинающие предприниматели сегодня часто отдают предпочтение сфере бытовой химии. Что, в общем-то, можно назвать правильным решением.
    Рынок жидкого и твердого мыла, кондиционеров для белья, порошков и гелей для стирки, отбеливателей и прочих необходимых в быту средств неуклонно растет и имеет высокую емкость. Несмотря на обилие производителей разного масштаба (от мини - предприятий до огромных холдингов), сегмент бытовой химии не теряет своей привлекательности по целому ряду причин. Открыть такое производство можно практически в домашних условиях, не имея внушительного стартового капитала. Бюрократических препон и разрешительных документов в этом бизнесе не так уж много.  Да и рецептуры не являются «тайной за семью печатями» - их можно приобрести в Интернете (вопрос качества «готовых» рецептур сейчас разбирать не будем) или заказать у химика- технолога.
    Целеустремленные и хорошо обучаемые производители начнут пожинать   плоды своего труда уже через полгода: это быстроокупаемый бизнес. Но самые амбициозные предприниматели не удовлетворяются только лишь прибылью от продаж выпускаемого товара. Они замахиваются на большее: регистрацию патента на уникальный продукт.
    Что, в свою очередь, призвано принести дополнительную прибыль, а также повысить престиж самого производителя, его предприятия, торговой марки. А также - со временем - создать яркий и узнаваемый бренд.
    Новичкам нередко кажется, что запатентовать можно почти любую разработку – достаточно изменить в уже действующей и проверенной рецептуре один-два компонента. Например, изменили ПАВ в мыльной основе и взяли клубничный ароматизатор вместо малинового. Ну, для пущей убедительности можно изменить процент ввода глицерина – это же дополнительное смягчение! На самом деле, достаточно один раз пройти весь процесс патентования «от» и «до», чтобы  понять, какой это непростой процесс. Даже если вам кажется, что вы производите нечто уникальное - не факт,  что с вами согласятся эксперты, опирающиеся  исключительно на требования законодательства.
    Гражданский кодекс говорит о том, что  существует всего три условия патентоспособности: три — новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость. патентования изобретений необходимо сочетание всех трех названных моделей. Для полезной модели - достаточно новизны и промышленной применимости. При патентовании промышленного образца будут учтены критерии новизны и оригинальности (подтверждение творческого замысла).
    Логично, что  любой  продукт бытовой химии можно отнести к промышленному образцу. Следовательно,  выше средство ( мыло, стиральный порошок, таблетка для посудомоечных машин, пятновыводитель и т.д.) должно кардинальным образом отличаться от уже запатентованных продуктов.  Специалист, занимающийся  вашей заявкой, в обязательном  порядке будет осуществлять патентный поиск на предмет сравнения вашего продукта с другими. Если он придет к выводу, что уровня новизны, достаточного для регистрации патента, у вашего средства нет, - патент получить не удастся. При  этом деньги,  заплаченные за рассмотрение заявки, не  возвращаются.
    Следует учитывать, что «новизна» - понятие комплексное. Заменить подсолнечное масло на льняное или гидроксид натрия на гидроксид калия- недостаточно. Новизна в компонентном составе и технологии производства продукта  должна ощутимо улучшать его потребительские свойства,  делать продукт более экологичным,  более низким про себестоимости и т.д. Приветствуется  упрощение производственного цикла, создание новых свойств  или нового комплекса характеристик,  которые ранее никто  в одном продукте не совмещал. Чем больше новизны в сочетании  с пользой- тем выше ваши шансы на одобрение патентной заявки. Пример хорошего комплекса новых свойств продукта ( на примере  стирального порошка): на 75% отличается по составу от ближайших аналогов; значительно выигрывает  в гипоаллергенности;     синтетические  ПАВ  в составе  заменены на  природные (в отличие от аналогов); мыло имеет более высокий моющий эффект по сравнению с аналогами; компоненты вашего мыла позволяют снизить процент вредных отходов). Пример условный. Факторы новизны могут быть и другими. Но в любом случае вышей задачей будет – доказать существенное отличие вашего образца  от прототипов.
    Заполняется патентная заявка  в строго определенной форме. Нередкий случай - когда эксперт возвращает ее на доработку, просит ответить на вопросы.  Если  вы уверены в наличии признаков новизны в вашем промышленном образце, отлично  в теме и сможете доказать свою правоту  притязательным экспертам - проблем у вас, скорее всего,  не возникнет. Но если вы не имеете специальных знаний, то риск  отказа в регистрации патента будет высок. Патентование продукции бытовой химии  сфера специфическая, требующая, с одной стороны,  знаний  химической технологии и, с другой стороны, знаний в области патентного права.
    В нашей компании «Современные химические технологии»  квалифицированные специалисты  помогут вам  правильно оценить ваши шансы на получение патента. Если они велики -  то и  составить заявку на патента,  обстоятельно ответить на вопросы экспертов. Если в вашем промышленном образце есть недочеты - они будут исправлены. Мы занимаемся  оформлением заявок  как  в сфере бытовой химии,  так и в других химических и околохимических отраслях.
    Желаем вам удачи в бизнесе!
Юлия Силкина
Современные химические технологии
khimik.tekhnolog@mail.ru
khimik.tekhnolog@mail.ru
Сайт "Современные химические технологии"