Мобильные склады индивидуального хранения. Как за полгода вывести хронически убыточную компанию на миллионные прибыли в месяц

27 Октября 2020
Тема антикризисного управления, к сожалению, никогда не перестанет быть актуальной. Перманентно более половины российских компаний находится на грани банкротства или в кризисном состоянии. При этом, как ни странно, у некоторых даже есть разработанные стратегические бизнес-планы с перспективами на дальнейшее развитие компании. Но по факту эти документы настолько оторваны от реальности, что просто не работают, как им следовало бы, поскольку все они разрабатывались в той или иной степени по одним и тем же классическим шаблонам.
Несмотря на то, что на сегодняшний день компания AC-S сосредоточена на предоставлении своим клиентам услуг внешнего проектного офиса, антикризисное управление является одним из ключевых направлений нашей деятельности. Поскольку еще на заре своего становления команда наших специалистов зачастую оказывалась в роли приглашенных «спасателей», когда ситуация была уже более чем критическая.
C годами была наработана обширная практика по самым острым вопросам бизнеса и, так как со временем развивался спрос на решение задач не только в сферах оказания юридических и консалтинговых услуг, но и в операционном управлении и финансовом консультировании, с августа 2018 года AC-S вышла на рынок с абсолютно новой универсальной моделью, основанной на «трёх китах» бизнеса – операциях, праве и финансах.
В плане антикризисного управления просто невозможно вести работу только по одному из этих направлений – в складывающихся кризисных ситуациях необходим комплексный подход к решению задач, поставленных клиентом.
Одним из показательных примеров в нашей практике по выводу компании из кризиса можно рассмотреть одну из крупнейших компаний на рынке складов индивидуального хранения (self-storage).

Клиент
Одна из крупнейших сетей мобильных индивидуальных складов в России, насчитывающая, на момент начала работы нашей команды, 10 складских комплексов в нескольких городах России, в том числе, в Москве.
Общая площадь – более 25 500 м2. Это более 5 000 мобильных модулей площадью от 2,55 м2 до 11,8 м2.
В техническом парке – 11 специализированных автопогрузчиков, 1 автомобиль технического сопровождения и доставки, 1 грузовик для перевозки и доставки модулей. В штате компании более 60 сотрудников, из которых 20+ в центральном офисе в Москве и 40+ на складских комплексах.

Кризис и антикризисный план
На момент начала работы нашей команды, у компании сложилась следующая ситуация, по логике вещей требующая кардинальных перемен еще несколькими годами ранее, когда убытки и долги компании еще не были столь критичными:
•    Ежемесячный убыток компании держался в районе 5 – 6 млн рублей;
•    Общий долг составлял свыше 400 млн рублей;
•    Половина техники на складах не функционировала по причине периодических поломок;
•    Территории и помещения складских комплексов нуждались в ремонте;
•    Персонал компании испытывал высокую степень демотивации;
•    Клиенты компании все чаще отворачивались из-за частых сбоев в предоставлении услуг.

Было очевидно, что к решению задачи по выводу компании из кризиса необходим комплексный подход.
Так как основой для разработки любой антикризисной стратегии служит анализ деятельности компании, в течение двух недель наша команда проводила всестороннюю глубокую диагностику внутреннего и внешнего наполнения компании. На основе анализа полученной информации была сформирована стратегия по выводу компании из кризисной ситуации, сформулированы и поставлены цели и задачи, определены роли и ответственные, обозначены сроки.

Что было сделано

В процессе реализации антикризисного плана были сделаны следующие шаги:
•    По результатам постатейного анализа всех затрат компании мы выявили те, которые требовали оптимизации или же и вовсе сокращения.
•    Нашей командой были сформированы оптимальные формы управленческой отчетности, благодаря которым можно объективно посмотреть на текущее состояние дел компании. Были внедрены формы ежемесячного постатейного бюджетирования, ежедневного реестра и ежемесячного календаря платежей и др.
•    Мы оптимизировали деятельность всех 10 складских комплексов: было пересмотрено расположение модулей хранения на площадках, а также их количество и распределение между комплексами.
•    Была полностью переработана нормативная база компании.
•    В рамках оптимизации технопарка нами было принято решение о ремонте техники, которая была на ходу, за счет той техники, которая ремонту в ближайшей перспективе уже почти не поддавалась. Также был выстроен процесс надлежащего использования существующей техники.
•    Отдельное внимание было уделено управлению персоналом как важнейшей составляющей антикризисного управления. Мы организовали регулярные встречи с руководящим на местах персоналом для непосредственного донесения целей и задач по выходу из кризиса, а также для получения обратной связи.
•    Существенным полем для работы стали подрядчики. Нашей командой были урегулированы отношения с арендодателями и кредиторами, была приведена в порядок вся документация по контрагентам. Была внесена ясность в многочисленные спорные и зависшие в воздухе вопросы.
•    Также командой была проведена работа и в маркетинговой составляющей компании: всё оформление складских комплексов, все полиграфические материалы и материалы, размещаемые в интернете, были приведены к единому специально разработанному для компании стандарту оформления. Также был систематизирован процесс разработки маркетинговых акций по стимулированию продаж.


Результат
Антикризисный план был реализован с точностью до трех дней. В результате проведенных мероприятий по выводу компании из кризисной ситуации были достигнуты следующие результаты:
•    Была урегулирована часть основного долга на сумму свыше 150 млн рублей;
•    После проведенной оптимизации компания вышла в точку безубыточности (спустя 3,5 месяца после начала работы нашей команды);
•    В течение полугода ежемесячная операционная прибыль компании достигла 3 млн руб.;
•    Парк техники был отремонтирован;
•    По результатам разработанной маркетинговой акции «Тест-драйв» (клиентам при первичном обращении в компанию дается период в две недели для ознакомления с услугой индивидуального хранения) более 50% клиентов продолжили пользоваться услугами компании;
•    Была достигнута оптимальная загрузка складских комплексов (максимальная за весь период работы компании);
•    В результате регулярных встреч с персоналом была нейтрализована первая волна недовольства переменами в компании и найден общий язык, в том числе за счет того, что работники непосредственно видели положительные результаты от реализации антикризисного плана.

«Это был крайне увлекательный и познавательный опыт для нас, и в первую очередь потому, что этот рынок пока еще не имел широкого распространения среди потребителей, но мы четко понимали его потенциал. В основе наших действий лежал системный подход с соблюдением строгой дисциплины, так как времени у компании уже не было еще до нас. При этом основой разработанного антикризисного плана являлась не классическая «охота» за клиентом, а математический расчет, который выявил все ошибки построенной модели бизнеса. На сегодняшний день мы задумываемся о создании собственной компании отрасли индивидуального хранения, где сможем реализовать все то, что не реализовали тогда. Но это уже будет история о создании с нуля.»
Исмаилов Расим, Управляющий партнер AC-S