Актриса Марина Васильева: «Мы вместе с героями «БИХЭППИ» прошли этот путь»

10 Июля 2019
Одну из главных ролей в нем сыграла Марина Васильева, актриса с легендарного курса «брусникинцев», изменивших российский театральный ландшафт.

Мы поговорили с Мариной Васильевой о съемках сериала «БИХЭППИ», о том, как быть счастливым в современной России и том, чем приходится жертвовать ради театра.

Для вас «БИХЭППИ» – в первую очередь комедия или драма? Или невозможно сказать однозначно?
Однозначно сказать нельзя. Мне на пробах один режиссер сказал: «Жанр – жизнь». Это очень похоже на «БИХЭППИ». В жизни бывают ситуации, когда одновременно гомерически смешно и очень грустно. Мне кажется, «БИХЭППИ» – это универсальная история.
Насколько для вас важно обсуждать вашего персонажа с режиссером, «докручивать» что-то в его характере уже на этапе съемок?
Мой персонаж – Шура – был самым сложным. Еще на этапе читки мы с Андреем Джунковским, Шамилем Хаматовым и креативным продюсером Ирой Аркадьевой переделывали некоторые сцены. Не скажу, что сценарий переписывали специально под нас. Просто мы вместе с героями «БИХЭППИ» прошли долгий путь, и в процессе стало понятно, что в некоторых сценах Аркаша и Шура уже не могут вести себя так, как изначально было прописано в сценарии. Мы добавляли некоторые детали.
Конечно, я работаю над персонажем вместе с режиссером, и если мне что-то непонятно – я не буду молчать. Но я не выбираю путь неудобного актера, который постоянно вмешивается в сценарий. В конце концов, я подписываю договор, в котором передаю себя режиссеру. Это и есть моя профессия.
Расскажите про работу с режиссером Андреем Джунковским. Вы смотрели его сериал «Сладкая жизнь»?
Я не смотрела «Сладкую жизнь», но я была на съемках этого сериала. Его снимали в Риге, и мой молодой человек был оператором. Я видела отрывки на монтаже, но сериал пока не посмотрела.
С Андреем я познакомилась на пробах, до этого я его не знала – только слышала про него много хорошего.
Что было самым сложным на съемках «БИХЭППИ»?
Поскольку мой персонаж был самым неопределенным – так считает и Андрей – все сильно переживали. Шура – не совсем я. Играть персонажа, похожего на тебя – просто. В «БИХЭППИ» было по-другому. Андрей говорил, что у Шуры совсем другой темп и ритм, и я иногда сильно бесилась, потому что не понимала, как это сделать. Понимала головой, но не могла сделать то, что просил режиссер. Чувствовала опасения Иры и Андрея. Первая смена прошла неуверенно. Но потом я посмотрела материал, который уже отсняли, ко мне пришли Андрей вместе с оператором и сказали: «Марина, какая ты […]! (потрясающая). Это сильно расправило мне крылья. Я перестала сомневаться в себе и полностью доверилась режиссеру. Работа над «БИХЭППИ» вселяла в меня уверенность в том, что все получится хорошо.
Уловила некое сходство между вашими героинями из фильма «Как меня зовут» и «БИХЭППИ». И там, и там вы произносите очень эмоциональные, насыщенные монологи о морали и о том, как жить правильно...
Мне не приходило в голову такое сравнение. Может быть, когда мы чем-то недовольны, мы произносим пылающие монологи и в этом негодовании становимся похожи. Но мне не кажется, что эти героини похожи, по характеру они совсем разные.
«Счастье в стране лентяев и негодяев» – один из мотивов сериала. Вы согласны с такой формулировкой? Согласны ли с тем, что счастье в России всегда связано с преодолением, хождением по головам?
Есть такое ощущение, и мне кажется, что оно массовое. Честно – мне было бы приятно считать, что это заблуждение. Ни я, ни мои друзья не ассоциируют счастье с такой формулировкой. Для нас счастье скорее в принятии – например, в принятии себя таким, какой ты есть. В одной книге я прочитала фразу, очень простую: «Когда ты думаешь «Хочу машину», ты зацикливаешься на том, что у тебя ее еще нет». Мне кажется, не нужно на этом зацикливаться, поэтому я выбираю путь принятия. Это круто звучит, но на деле очень сложно.
Вас часто называют одной из самых смелых молодых актрис – как в театре, так и в кино. Как вам такая роль? Сами себя чувствуете смелой и бесстрашной?
Что касается работы – мне интересны эксперименты, для меня нет никакой сложности в работе с телом, если это оправдано. Мне очень приятно носить такое звание (смеется). Я верю, что это действительно так, именно к этому я и стремлюсь.
Часто ли приходится отказываться от съемок в кино и сериалах из-за театра? Вы отказываетесь с сожалением или не жалеете ничего ради театра?
Театр на первом месте, у нас есть золотое правило: сначала театр, и только потом все остальное.  Но бывают случаи, когда съемочный и театральный график не сходится, и мои коллеги относятся к этому с пониманием. У нас все устроено демократически. Например, сейчас я была на съемках проекта, которые поставили на те три дня, когда я должна играть спектакли. Ребята пошли мне навстречу и ввели новый состав. Но если ради съемок нужно поехать, например, в экспедицию, и пропустить много спектаклей – я отказываюсь. Но я верю, что так и должно быть.
Кажется, что брусникинцы до сих пор не оправились после ухода вашего мастера – Дмитрия Брусникина. Часто ли вам в работе приходится вспоминать его слова, советы? Какие?
Если честно, не знаю, когда мы оправимся от этого, и сможем ли мы вообще оправиться после ухода Брусникина. Но его слова вспоминаются очень часто. В институте не дают чемоданчик с инструментами –  бери да применяй. Ты сам их нарабатываешь на практике. Его советы я помню, но знаете, главный из них – быть хорошим человеком. Он нас так воспитал, а его так воспитывал его мастер, отсюда и ноги растут. У нас есть даже целый его словарь. Например, «не вытанцовывается» или «тюри-пури» – это определение, когда схалтурил. Но в школе никто тебя не бил по рукам, если ты приносил плохой этюд – это тоже опыт, и Брус всегда был готов разбирать даже самый ущербный этюд, придуманный за 2 минуты. И ты во время разбора сидишь и сгораешь от стыда: «Зачем мы сейчас вообще тратим на это время?!» И приходит понимание, что лучше, когда все «по-честному», какое-то ощущение правды, правильности, честности. Сколько вложил – столько получил. Сколько отдал Вселенной – столько тебе вернется. Это важное правило и по жизни тоже.
Многие ваши однокурсники-брусникинцы часто и успешно снимаются в нашем новом кино, как и вы. Хотели бы вы оказаться на одной съемочной площадке с ними? Это был бы любопытный опыт для вас, или за годы на сцене вы уже изучили друг друга досконально?
Действительно, за все время, что мы вместе в театре, мы ни разу не снимались вместе в кино. Я только дважды встречалась с однокурсниками на пробах. Это такое счастье, когда вам уже не нужно притираться, вы знаете, на что вы способны, и можете вместе выдать гораздо больше, чем с незнакомым актером, к которому еще надо привыкнуть. Мне хотелось бы поработать с кем-нибудь из ребят, и я не понимаю, почему этого еще не произошло, ведь все постоянно говорят, что мы такие классные (смеется).
Смотрите сериал «БИХЭППИ» на онлайн-платформе ТНТ-PREMIER с 11 июля!
Юлия луговая
Телеканал ТНТ-Кемерово
jk3103@mail.ru