Джордж Флойд | Что значит быть афроамериканцем в США?

20 Сентября 2020
Сэм Искаков написал в Twitter, что "Если в человеке нет сочувствия, то наверняка это свободное место займет расизм, в чем поголовно сейчас винят "белых" подавляющая часть афроамериканского населения в Соединенных Штатах Америки, требуя покаяния и расплаты за годы их жестокого угнетения белыми людьми."

Казахстанско-Российский международный обозреватель отметил, "У нас — что на территории РФ, что в Казахстане, — рабство существовало веками (если не тысячелетиями), но имело совершенно определенную окраску. У нас рабами были мы же. Мы все здесь, в нашем постсоветском куске Евразии, белые люди. И мы все — бывшие рабы. Давайте изживать в себе это рабское. Уже давно пора."

«Вот смотрите — в Российской империи отменили рабство в 1861 году. За три года до отмены рабства в США. В России отменили под влиянием внутреннего запроса в обществе, императорской властью, — и, как показала история, где-то на лет пятьдесят-сто позже, чем следовало.

В США — случилось в результате кровопролитной гражданской войны, где аболиционисты сражались с рабовладельцами — не самая важная деталь, но пусть будет.

На территории Казахстана рабство было отменено, кажется, только с октябрьской революцией (или царскими декретами несколькими декадами ранее, сейчас не вспомню, но это не критично).
Критично и важно другое: у нас — что на территории РФ, что в Казахстане, — рабство существовало веками (если не тысячелетиями), но имело совершенно определенную окраску. У нас рабами были мы же. Такие же люди, той же веры, той же культуры, той же этнической принадлежности. Того же цвета кожи.

И это важно. На территории Казахстана в рабство попадали либо военнопленные, либо преступники, либо должники. То есть, люди одного с рабовладельцами этнического корня, религиозной принадлежности, традиций и верований. Богатый мог владеть из других казахских родов, или из кокандцев, или из каракалпаков, — а иногда это были его же собственные соплеменники. Их, так же крепостных крестьян в России, могли подарить, выставить в качестве приза на спортивных состязаниях, отдать в приданое за дочерью, продать. Раб есть раб. Просто у нас (и я имею в виду все постсоветское пространство лет двести назад, даже меньше) он был таким же визуально, что и господин.

В середине 19 века из 67 миллионов населения российской империи в рабстве состояло 23 миллиона человек. Этими людьми торговали, их обменивали на породистых собак, они были имуществом. Такие же светловолосые христиане с румяными белокожими лицами, что и помещики в своих усадьбах, что и дворяне на царской службе.
Вы могли хорошо одеть, постричь и научить определенным манерам раба — и на светском рауте/большом его никто не отличил бы от хозяина.

И посмотрим на Штаты. Туда начали ввозить невольников из Африки в начале 16 века, и они до Гражданской войны 1860-х годов находились в положении рабов — и только. Три с половиной столетия — рабы, в чужой земле, куда их вывезли специально для того, чтобы они были рабами. И что бы ты не делал (были привилегированные рабы, очень образованные, утонченные? Были!), ты не мог бы выдать раба за хозяина.

Цвет кожи сразу показывал кто здесь, кто.

Прекрасные белые люди дали нам космополитическую культуру, заложили основы цивилизации на всей территории Земли, создали шедевры что литературы, что законотворчества, — но они же в тех же Штатах уничтожили местную культуру и этносы, ввезли туда пленников из другого континента, создали адскую систему социальной несправедливости и волей-неволей поддерживают ее веками. Помимо своего сознания и своей совести — потому что, как правильно и неоднократно было сказано, никто не рождается расистом, — но все рождаются в систему, по сути своей, расистскую. Сейчас в Штатах меньше двух процентов native americans, всего процентов 13-14 афроамериканцев и почти 80 процентов белых, — вот такой расклад.

Когда я вижу почти нулевое сочувствие от наших соотечественников, живущих что здесь, в постсовке, что в тех же Штатах, этой расовой повестке, я начинаю догадываться, что проблема именно в этом — органическом непонимании, что значит быть афроамериканцем в США. Что означает, когда тебя оценивают по цвету твоей кожи с первого взгляда и сразу же навешивают ярлык. Ты можешь быть успешным деятелем культуры, работать в академической среде, строить карьеру в политике, — и все равно на тебя, сами того не замечая, белые люди будут смотреть... Хм ... Иначе.

Барак Обама, уже построив впечатляющую политическую карьеру, уже выиграв выборы и став президентом, происходя по матери от семьи, находившейся в родстве с британской королевой Елизаветой II, все равно выслушивал оскорбительные требования показать свой birth certificate (в том числе, от Трампа). От него до Джорджа Флойда, убитого полгода назад, целая вселенная, целый спектр — но имеющий глаза да увидит. Расизм не преодолен и не исчерпан. И мы все должны заглянуть в себя и попробовать разобрать свои внутренние соображения и мотивации, чтобы быть лучше.

Я понимаю тех моих сограждан, братьев и сестер, которые в попытке обрести нормализацию мира ищут спасение в осуждении погромов и уверяют себя в том, что у афроамериканцев все хорошо и мы изжили социальные бедствия этого мира. Но это не так. Если во многих из нас нет сочувствия и глубинного понимания расизма, с которым сталкиваются афроамериканцы, это коренится во многом и в том, что мы сами — продукт насилия и несправедливости.

И насилие это, и эту несправедливость над нами учиняли люди того же цвета кожи, что и у нас. Верящие в тех же духов предков, восхваляющие тех же прародителей.

Это страшно путает, когда твои угнетатели так похожи на тебя. Это сбивает прицелы. В этом смысле, наверное, афроамериканцы жителям Америки даже в чем-то проще.

Во всяком случае там даже самая почтенная звезда всего и вся, условная Опра-миллиардерша, чувствует гораздо больше солидарности со своими людьми.
И эти насилие и несправедливость продолжают твориться и сейчас, как конкретно П, Н и Т, так и всем тем привилегированным классом госслужащих и силовиков, которые ведут себя по отношению ко всем прочим как "белые мужчины во власти" в США. Об этом я прошу всех нас задуматься. О том, что мы все фрустрированы, но это не означает, что надо злиться на мародеров в далеком Нью-Йорке, отождествляя свои интересы и ценности с чьими-то там разграбленными бутиками - надо прислушиваться к более важному зову, тому кличу, который призывает всех жаждущих свободы и равенства объединиться и вместе протестовать против несправедливости.

Мы все здесь, в нашем постсоветском куске Евразии, белые люди. И мы все - бывшие рабы. Давайте изживать в себе это рабское. Уже давно пора.
И для тех, кто ужасается грабежами, захлестнувшими Нью-Йорк тот же, добавлю одну вещь: вспомните, вспомните октябрьскую революцию и строительство советского строя! Вспомните, как бывшие рабы, доведенные до белого каления, снесли царскую власть, истребили практически весь класс угнетателей, казнили императорскую семью (не жалея даже детей) и в итоге установили еще более чудовищный режим подавления и насилия. Как мы можем сейчас причитать о протестах и параллельно идущих с ними грабежах, осуждая, когда имеем такие чудовищные вещи в коллективном анамнезе?! И как мы можем отказывать в понимании, сами коллективно пройдя через эту фазу неистового гнева больше ста лет назад?

Меньше осуждения, больше эмпатии и рефлексии. Давайте двигаться вперед с миром и любовью!»
Мади
Журналист