Использование цифровых технологий в социокультурных практиках обсудили в Казани

29 Сентября 2021
Цифровые технологии все больше входят в нашу жизнь и особенно это стало заметно в период пандемии. Музей, концертные залы, библиотеки стали переходить в онлайн и осваивать цифровую среду, тем самым расширяя и привлекая новую аудиторию.

Цифровые вызовы времени обсудили на Международном форуме Kazan Digital Week – 2021 в Казани. В мероприятии приняли участие премьер-министр России Михаил Мишустин, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максут Шадаев, президент Татарстана Рустам Минниханов, президент Евразийского регионального представительства Huawei Чжоу Даньцзинь.

В рамках форума проводился кейс-марафон «Лучшие примеры использования цифровых технологий в социокультурных практиках», в котором приняла участие старший научный сотрудник Международного института культурного наследия, редактор журнала «Мир искусств» Светлана Бородина. Также среди участников были и представители крупнейших музеев России: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Политехнический музей, Государственный Дарвиновский музей и другие. Участники делились своим опытом работы в период вынужденной изоляции во время пандемии, которая стала драйвером тенденции виртуализации каналов коммуникации, как единственно возможной формы продвижения музейных продуктов и услуг.

Стоит отметить, Международный институт культурного наследия один из первых, кто начал работу в данном направлении еще в 2014 году. Уже в то время, был создан информационный электронный портал «Мир искусств», что для своего времени было инновационным решением.

- Электронный портал «Мир искусств» - это сайт, на котором представлены оцифрованные коллекции Большого собрания изящных искусств ASG (прим. открытой частной коллекции Алексея Сёмина), полный комплект журнала «Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата», каталоги Большого собрания изящных искусств, библиотека, виртуальные экскурсии, выставки, видеосюжеты и многое другое, что продвигает институт ни много ни мало в мировое культурное пространство, - рассказывает Светлана Бородина.

Как подчеркивает Бородина, аудитория сайта далеко не только молодежная. «Анализ статистических данных – частоты обращения к тем или иным материалам, времени ознакомления, копирования и даже заимствования без цитирования – позволяет учитывать вкусы публики и в какой-то степени ориентироваться на них, если это не противоречит задачам корпоративного музея. Практика показала, что наиболее действенным стимулом повторного посещения музея (кроме очевидных, - информация о готовящейся выставке, мероприятие и т.п.) являются визит в него известной персоны, особенно медийной, атрибуция произведений искусства или их реставрация», - делиться опытом эксперт.

- Наш опыт не подтверждает опасений, высказываемых многими специалистами, что виртуализация может привести к снижению интереса к музею. Напротив, многие узнают о нас благодаря порталу, особенно приятно, когда иногородние посетители планируют визит в Казань с учетом графика работы Международного института культурного наследия, как это было с сотрудниками Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, потомками Игоря Грабаря и другими, - рассказывает Светлана Бородина.

Отметим, что высоко оценивают работу, проведенную Международным институтом культурного наследия, коллеги в сфере культуры. Доктор исторических наук, профессор Казанского государственного института культуры, вице-президента ИКОМ России Гульчачак Назиповой отметила помощь в подготовке музейных специалистов, директор Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин поблагодарил за переданную от Фонда «Возрождение» под руководством Государственного советника РТ Минтимера Шаймиева коллекцию мебели и живописи XIX века. В 2011 году основатель Группы компаний ASG-invest Алексей Сёмин передал фонду полностью скомпонованный кабинет - столы, кресла и стулья в стиле Ренессанс, буфеты, скамья, камин, портреты, картины с изображением птиц и даже светильник. Коллекция, по заверению директора музея, скоро будет включена в состав экспозиции Конного двора.
компания ASG
ASG
pressa.asg.2021@gmail.com