Квартирник в "Росбалте"

11 Марта 2020
«Попав работать в музей, ты либо через два месяца уйдешь без сожаления, либо останешься на всю жизнь».
Из этого своего любимого лозунга главный специалист по теории и истории хранительской и реставрационной работы Русского музея Иван Иванович Карлов выбрал вторую часть. И остался в Русском музее на всю жизнь — в этом году исполняется 45 лет его службы в главном хранилище национального искусства. Около 30 лет из этого стажа (поставив абсолютный рекорд) он занимал пост Главного хранителя музея.
Сам Иван Иванович считает, что ему очень повезло, потому что в музее он прошел через самые разные должности. Первая запись в Трудовой книжке в 1975 году — музейный смотритель. Был экскурсоводом, младшим, старшим и ведущим научным сотрудником, ученым секретарем. В итоге музейная кадровая лестница привела в кресло Главного хранителя. Но ему повезло ещё и раньше в 1972 году— студентом Карлов попал в «особый запас за железной дверью»: войти в секретное хранилище можно было только по специальному разрешению Министерства культуры. Там хранились произведения В.В. Кандинского, М.З. Шагала, К.С. Малевича и других мастеров русского авангарда, иногда — как работы неизвестных художников, хотя все прекрасно знали, кто были их авторы (именно об этом особенном фонде в 1960 году в американском журнале «Лайф» была опубликована знаменитая статья Александра Маршака «Искусство России, которое не видит никто»).
Работа хранителя, а тем более главного — это почти что служба на границе. Зоркий глаз хранителю просто необходим. Необходимы большие знания, широкий кругозор, огромное терпение и увлечённость всем, что происходит в музее. А в Русском музее за время служения здесь Карлова произошло очень и очень многое. За время его руководства работой по государственному учету, хранению и реставрации музейных предметов, фонды музея увеличились почти на треть! (Сейчас в Русском музее более 430 000 единиц хранения). В эти же годы музей прирос четырьмя дворцами, Михайловским и Летним садами и стал настоящей империей искусства. Заметно активизировалась зарубежная выставочная деятельность и музей даже открыл в 1994 году существовавший много лет филиал в г. Отару (Япония), а в 2015 году — филиал в г. Малага (Испания). Потому на памяти Ивана Ивановича целый «архив»: музеефикация Строгановского дворца, бывшего когда-то прибежищем засекреченной организации; засыпанные микрофишами помещения Инженерного замка — после выезда из него Института технической эстетики. А еще знаменитое перемещение Конной статуи Александра Третьего из внутреннего двора корпуса Бенуа в Мраморный дворец — статуи, вокруг местонахождения которой до сих пор не утихают споры. Он помнит советскую «службу безопасности» в лице бабы Зины и знает все про нынешнюю, современную, комплексную систему безопасности, к созданию которой имеет самое непосредственное отношение. По сути он — человек-энциклопедия почти пятидесятилетнего существования Русского музея.
Иван Иванович Карлов — советский и российский музейный работник, историк искусства, кандидат философских наук, Член Президиума Правления Союза творческих и музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С 1989 по 2017 годы — Главный хранитель Государственного русского музея. Сейчас работает главным специалистом по теории и истории хранительской и реставрационной работы Русского музея.
Екатерина Кузьменко
АО "РС-Балт"
(812)677-69-17
zolina@rosbalt.ru