Подарок императора: шедевры русской эмали в Московском Кремле

9 Октября 2020
В выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца впервые на одной площадке собрали творения великих российских ювелиров и эмальеров рубежа ХIХ и ХХ веков более чем из 20 музеев и частных собраний России и Великобритании. Всего на выставке «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», которая открылась сегодня в Музеях Московского Кремля, выставлено около 400 произведений.

«Выставка приурочена к столетию со дня смерти Карла Фаберже. Нам хотелось вспомнить о творчестве великого русского ювелира, поставщика Императорского двора. Ювелира, творчество которого известно во всем мире и произведения которого хранятся во всех европейских императорских дворах. Нам хотелось показать не только известные произведения, но и то, чем славилось русское ювелирное искусство на протяжении длительного времени, – искусство эмали. На выставке представлены произведения, выполненные в различных техниках. И я хочу сказать слова глубочайшей благодарности всем частным коллекционерам, которые в это непростое время предоставили нам свои произведения, и государственным музеям, которые впервые получили возможность представить свои коллекции эмальерного искусства здесь, в Кремле», - сказала на открытии выставки Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Гагарина.


Карла Фаберже и Федора Рюкерта, чьи произведения представлены на выставке в Московском Кремле, связывало длительное и плодотворное сотрудничество. Федор Рюкерт создавал эмалевые произведения по заказу Карла Фаберже, а также работал для прославленных российских фирм П. Овчинникова и И. Хлебникова – поставщиков Высочайшего Двора – и других знаменитых московских предприятий.


Помимо произведений Фаберже и Рюкерта, посетители выставки увидят изделия, созданные фирмами, фабриками, мастерскими и артелями О. Курлюкова, А. Постникова, М. Семёновой, Г. Клингерта, А. Кузмичёва. Представленные на выставке работы отражают весь известный спектр сложнейших эмалевых техник – от перегородчатой и выемчатой эмали до светящейся, как средневековый витраж, оконной, а также живописной. Например, из Великобритании привезен серебряный золоченый кубок работы Федора Рюкерта, роскошно декорированный перегородчатой и живописной эмалью. Кубок был приобретен сэром Артуром Гилбертом на аукционе Сотбис в 1989 году, и вот уже более десяти лет хранится в Музее Виктории и Альберта.
Отдельного внимания заслуживают изделия с миниатюрными, выполненными в технике живописи по эмали, копиями картин знаменитых художников. Источником вдохновения для ювелиров рубежа XIX-XX веков служили произведения В. Васнецова, К. Маковского, И. Куликова, С. Соломко, Ф. Сычкова, В. Верещагина и других – некоторые из этих работ можно будет увидеть в выставочных залах. Обычно сюжетами эмалевых композиций были сцены из русского быта и отечественной истории «давно ушедших веков», но встречались и исключения, как, например, одна из серебряных шкатулок фирмы К. Фаберже. На ней изображены события, происходившие при жизни придворного мастера, – шкатулка украшена миниатюрной копией картины В. Верещагина «Перед атакой. Под Плевной», и это - единственное известное произведение Фаберже с батальной миниатюрой на тему русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Помимо полотен живописцев, мастера и художники ювелирных фирм периода расцвета отечественного серебряного и эмалевого производства вдохновлялись шедеврами из собрания Оружейной палаты Московского Кремля, которая была для них школой мастерства и источником идей. На выставке впервые будут представлены экспонаты из сокровищницы – усольские эмали, изделия ювелиров кремлевских мастерских, а также китайских мастеров фарфора ХVI–ХVII вв.

Многие произведения представляют собой не только образцы виртуозного мастерства русских мастеров серебряного дела и эмальеров, но также имеют историческое и мемориальное значение. Некоторые из них были дипломатическими подарками, другие декорированы официальной имперской символикой – их вручали от имени монарха. Наконец, это - частные подарки, знаки любви и внимания, сохранившие гравированные дарственные надписи на разных языках. Они свидетельствуют о том, что произведения российских эмальеров были любимы и популярны во всем мире.



Стоит отметить, что накануне открытия выставки «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали» Музеи Московского Кремля получили в дар архив Карла Фаберже, принадлежавший его правнучке, Татьяне Фаберже. В феврале 2020 года она скончалась во Франции, и согласно ее воле, комплекс архивных документов, очень важных для изучения наследия семьи, был передан в музей. Входящие в его состав документы и мемориальные предметы охватывают более ста лет и отражают жизнь семьи Фаберже на протяжении всего XX столетия. Наброски и эскизы позволят исследователям проследить процесс создания ювелирных шедевров. Большой интерес представляют каталоги аукционов, на которых продавались произведения фирмы, с пометками членов семьи Фаберже о подлинности предметов, их стоимости и провенансе. Отдельный фотоальбом включает в себя изображения некоторых пасхальных яиц, и, в том числе, дополнений, входивших в комплекс подарка императора. Изучая фотоматериалы, исследователи смогли воочию убедиться в существовании утраченного дополнения к хранящемуся в Оружейной палате драгоценному пасхальному яйцу «Букет лилий».

Напомним, что Музеи Московского Кремля и Главгосэкспертизу России связывает крупный проект: реконструкция Средних торговых рядов на Красной площади. Три года назад Главгосэкспертиза России одобрила проект и проверила сметную стоимость работ. Они будут проводиться в режиме реставрации с приспособлением зданий к современному использованию в качестве выставочного комплекса Музеев Московского Кремля.
Пресс-служба Главгосэкспертизы России
Главгосэкспертиза России
pressa@gge.ru
pressa@gge.ru
Подарок императора: шедевры русской эмали в Московском Кремле