Проект "Новые передвижники"

14 Февраля 2020
Александр Гущин — живописец, график, художник книги. Родился в 1966 году в Ленинграде. В 1988 году окончил ЛВХПУ имени Мухиной. Член Союза художников России с 1991 года и член ассоциации IFA с 2002 года. Участник более двухсот выставок в России и за рубежом, двадцать из которых — персональные. Работы находятся в собраниях Государственного Эрмитажа (Выборгский филиал), Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков, Государственного музея «Царскосельская коллекция», художественных музеев Архангельска, Вологды, Петрозаводска, Пскова, Саратова, Старого Оскола, Кордовы (Испания), галереях и частных собраниях четырнадцати стран. Преподает живопись в Академии имени Штиглица.
Александр Кириллович — человек многогранный. Он и график, и художник книги, и журнальный иллюстратор, и автор публикаций по истории и культуре Ленинграда-Петербурга, и педагог. Но главное для него — живопись. Её он и преподает. Наверняка передается ученикам ещё многое от этой богатой натуры. А богатство во многом от среды, в которой воспитывался будущий художник. Прежде всего, это влияние отца — Кирилла Александровича Гущина, художника из плеяды тех, кто выводили наше искусство из застоя в шестидесятые. Александр также стал художником, но развивался он уже в другую эпоху. Сохранив унаследованное отношение к искусству, как к средству искреннего самовыражения, он, естественно, создал свой стиль, нисколько не похожий на стиль отца и даже в чем-то ему противоречащий. Главное — он остался верен живописи в её творческой, живой струе.
Живопись Александра Гущина по-современному смела и свободна, и по-современному сложна. Художник пишет будто бы «этюдно», но точно выстроено, где «случайный» росчерк всегда оказывается как раз в нужном месте. Отсюда некоторая отстраненность работ, их замкнутость. «Этюдность» кажется уже не стремлением схватить мгновение в мотиве, но экспрессивным жестом схватить момент внутреннего состояния — почти как в лирической абстракции. «Этюд» становится картиной. Гущин — колорист, и картины его — цветовой аккорд, ритмическое построение, музыкальная импровизация. Декоративно-монументальная основа не исключает лирической струи, которая пробивается в любимом жанре художника — питерском пейзаже. Здесь он касается традиции, идущей от «круговцев», через группы «Одиннадцати» и «Восьми». Это заметно и в портретах, где абстрактная декоративность складывается в сердечное, порой с юмором, отношение автора к персонажу.
Думается, что работы Александра Гущина — существенный вклад в современную живописную культуру Петербурга.
Николай Благодатов
ЗАО "Информационное агентство "Росбалт"
(812)677-69-17
zolina@rosbalt.ru
rosbalt.ru/announce/v-art-prostranstve-mars-otkryvaetsya-vystavka-aleksandra-gushhina-prodolzhenie-puteshestviya/