Роль стихов в жанре самодеятельной песни. Новые вопросы.

9 Апреля 2019
Наверное , всякий человек имеет более - менее чёткое представление о том, что является «форматом» авторской песни , а что нет. Такое восприятие основано на типаже, времён становления этого общественного выражения. Тем не менее , поскольку само это явление так и не нашло твёрдого определения, то и представление о нём так и не вызрело до «понятия» . Таким образом, всякое рассуждение о строгих критериях АП, здесь мне видится отчасти спекулятивным. А с учётом того, что в рамках этого музыкально поэтического явления нашли свою нишу адепты разнообразных «форматов» с приставкой «бард» - от бард-рока и бард-попсы до бард-оперы, то помимо дефиниции , всяческие потуги определить жёсткие критерии «Авторской песни» кажутся беспомощными. А также и о стихах, предлагаемых к этому направлению, нужно сказать то же самое. Стихи «прогибающие» под себя мелодию и тексты, «прогибающиеся» под мелодию – в равной степени присутствуют здесь.

Но раз мы упоминаем о «границах», следовательно есть нечто , что их определяет? Безусловно. Однако , это не акцент на авторстве стихов и мелодии . Определение авторской песни, думаю , на данный момент находится вообще не в культурной, а в некой социальной плоскости с одноимённым названием. «Авторская песня», как мне думается – это уже, в первую голову не музыкально поэтический жанр, а социальная структура, последовательно эволюционирующая из стихийного КСПшного движения во взаимосвязанную систему администрирования со своими правилами и внутренней иерархией. И предметом её, по сути , выступает здесь уже не песня, сама по себе, а фестивально - концертная деятельность. С одной стороны, сами рамки этого музыкально поэтического направления здесь ещё определяются авторитетностью «хранителей жанра» в соответствии с тем самым интуитивным представлением о формате, с которого начался наш разговор. А с другой стороны - произволом нашего последнего слушателя, за счёт которого ещё теплится вся эта фестивально -концертная… И вот тут таится скрытый конфликт:

Наш слушатель традиционной бардовской песни неотвратимо сужается . Для обращения сюда нового слушателя из тонкого слоя эстетически «продвинутой» среды не хватает , в целом , ни поэтической, ни композиторской силы. Однако субкультура АП как живой организм будет из последних сил бороться за жизнь. Так, в борьбе за выживание , она уже вынуждена оборачиваться лицом к разноформатной, далеко отстоящей от бардовских традиций, аудитории . А это значит, подстраиваться под её вкусы, сформированные чаще всего либо эстрадой, либо на англоязычных музыкальных традициях, либо… Во всех этих случаях, о стихах здесь даже вопрос уже не стоит – тут скорее говорят об «уровне текстов». И «хранители» не в силах сопротивляться системе : Там, где на потребу концертной деятельности, словосочетание «автор-исполнитель» смещает акцент с первого слова на второе – там «хранители» уже «не в теме». Но, растворяя границы жанра, торопясь, как ей чудится, вдогонку уходящему времени, «Авторская песня» неизбежно теряет свою аутентичность. Неповторимость собственного лица.
Так где же тут рамки жанра? Они либо во внутреннем ощущении самого автора, либо там где заканчиваются вкусовые пристрастия неискушённого слушателя. Тем не менее, выбор всегда остаётся за автором :)
strelkoff.name
strelkoff.name