В 1919 году, 100 лет назад, впервые в воздух поднялся первый самолёт чехословацкого производства Bohemia B-5.

30 Апреля 2019
«У нас нет морских портов или морских судов . Воздух – это наше море», – сказал авиаспециалист Ян Бервида, пропагандирующий чехословацкую авиацию. Многие из его соотечественников придерживались того же мнения. Знаменитый авиатор Ян Кашпар попытался построить собственный серийный самолёт на чешских землях ещё в начале XX века. Не один, а сразу четыре самолёта построил кооператив Bohemia. Пятый самолёт плзеньской ассоциации энтузиастов в 1919 году и стал первым самолётом, произведённым в новом чехословацком государстве. Проектировщиком небольшого двухместного биплана с деревянным пропеллером с двумя лопастями, открытой кабиной, брезентовым покрытием и обозначением B-5 стал инженер Олдржих Галлер.
При типичной чешской изобретательности в конструкции самолета использовалось, так сказать, то, что попало в руки любителей авиации. В качестве основы использованы компоненты выброшенных машин австрийского или немецкого происхождения, а также ряд деталей для строительства, предоставленных авиационными фанатами плзеньских заводов. Двигатель биплана был полностью уникальным. Четырёхцилиндровый двигатель братьев Райт был изменён инженером Галлером так, что обороты возросли до 1400 в минуту и характеристики двигателя увеличились примерно на 20% – до 40 л.с.
Первое публичное выступление Bohemia B-5 состоялось по случаю Первого мая 1919 года, когда машина пролетала над процессией в Пльзене и его экипаж сбросил листовки и брошюры. B-5 появился в Пльзене через неделю для участия в приветствии президента республики Томаша Гаррига Масарика. К сожалению, когда они возвращались из этого полёта, самолёт попал в аварию и был почти полностью уничтожен. После авиакатастрофы члены ассоциации Bohemia приступили к ремонту самолёта, он был существенно перестроен и вновь вылетел через шесть недель.
В память о новаторском самолете Bohemia B-5 Чешский монетный двор выпустил золотую медаль, которая является частью бесплатного цикла самых красивых нереализованных дизайнов, представленных на конкурсы Чешского национального банка.
Основой модели медали стал дизайн медальера и педагога Любоша Чарвата, который занял второе место в конкурсе Чешского национального банка за «идеальное воплощение взлёта с аэродрома на заднем плане в ангаре». На оборотной стороне медали представлены три вида Bohemia B-5 – сверху, спереди и сбоку. Выпуск медали уникален и составляет всего 99 штук. Каждая медаль пронумерована вручную и сопровождается иллюстрированным сертификатом подлинности, который рассказывает историю первого чехословацкого самолёта.
Julie
Essential Communication