В петербургском издательстве «Алетейя» вышло собрание сочинений художника и писателя Игоря Шесткова

19 Сентября 2021
Собрание сочинений берлинского художника и писателя Игоря Шесткова, изданного петербургской «Алетейей», включает в себя три книги прозы - «Покажи мне дорогу в ад», «Фабрика ужаса» и «Сад наслаждений» - том биографических материалов «Дорогая буква Ю» и книгу эссе о художниках «Шарманщик с улицы Архимеда», в которой рассказывается о мастерах прошлого, среди которых Бруно Шульц и Шагал, Ив Танги и Кранах, Гойя, Дюрер и Босх,
Фееричность прозы Шесткова, эмигрировавшего из Москвы в 1990-м году, уже полностью относится к европейской эстетике, при этом тексты связаны с соответствующей «изобразительностью»,  – от Гойи и Босха до современной психоделии. Кроме того, ментальные модели в сюжетах, ранее напоминающие Зощенко, давно и надежно синтезированы в кафкианский модернизм. В частности, книга «Сад наслаждений» состоит, в основном, из квазиавтобиографических текстов о советской действительности. Одноименный рассказ посвящен одной из самых пронзительных тем советского бытия – теме сексуального одиночества: несмотря на то, что главный герой рассказа – молодой муж красавицы жены, которую он очень любит, он несчастлив и она несчастлива. Потому что он хочет от нее в постели чуть большего, чем она способна ему дать, и даже представить. В результате, то, что должно было бы быть «садом земных наслаждений», превращается в оргию непонимания и кончается разлукой и одиночеством.
Книга «Фабрика ужаса» также названа по одноименному рассказу, имеющему много продолжений, множащихся, словно в дурном сне. Это история о том, как в жизнь главного героя входит что-то невыносимо ужасное и одновременно интересное. Спасающее его от скуки рутинной немецкой провинциальной жизни. И если в «советских» рассказах автора описывается то, что было в действительности, лишь изредка подвергаясь гиперболизации, то в рассказах о жизни в Германии речь, в основном, о том, чего нет. И это не фантазии, не перверсии, не бредовые интенции, а поиски в мнимой зоне человеческого сознания. Попытка дополнить реальность мнимыми событиями и явлениями, с одной стороны объясняющими эту реальность, с другой – позволяющими ее нейтрализовать, выйти на новый уровень жизни.
В третьей книге прозы «Покажи мне дорогу в ад», входящей в собрание сочинений, интересна повесть, рассказывающая о злоключениях некого Гарри, странника по нижним мирам и по совместительству – палача на службе у сатаны. Как раз он - порождение мнимой области мира, и окружающие его образы – не то люди, не то персонификации, не то демоны. При этом повествование изложено в обратном времени, представляя собой не фантазии или бред, а камеру обскура обычной реальности.
Таким образом, основные книги собрания сочинений Игоря Шесткова – это своеобразный триптих, названия которого по нисходящей намечают путь героя. Завершающие же изданную коллекцию книга автобиографических материалов с эссе о Набокове и Гоголе, а также вышеупомянутый том рассказов о художниках – безусловно, важное обрамление творческого  пути самого автора.
Алексей Алпатов
Алетейя
http://www.aletheia.spb.ru/
igorbonter@gmail.com