Как школе получить качественное освещение

8 Апреля 2019
Не секрет, что от качества освещения зависят и самочувствие, и эффективность деятельности человека. Особенно критично состояние световой среды для детских учреждений, в частности, школ. Там дети и учителя проводят немалую часть дня, при этом к их концентрации, внимательности, производительности предъявляются повышенные требования.

Зачастую освещение в школах не соответствует санитарным нормам. Принимая во внимание дефициты местных бюджетов, ситуация выглядит тупиковой, однако выход есть, и все больше школ идут по этому пути – это заключение энергосервисного контракта на модернизацию освещения.

Специфика энергосервисного контракта такова, что исполнитель проводит работы и устанавливает новое оборудование за собственный счет, а оплату получает из фактически достигнутой экономии. Замена старых светильников на светодиодные позволяет достигать не только хороших показателей освещенности, но и значительной экономии на оплате электроэнергии, поскольку они намного более энергоэффективны.

Например, в 2015 году в городском округе Химки был реализован проект модернизации освещения в восьми общеобразовательных школах. Проведенные в почти 200 кабинетах замеры до проекта показали, что коэффициент пульсации превышал норму в среднем вдвое (20% против 10%), а это снижение концентрации, ухудшение самочувствия, быстрая утомляемость. Освещенность не достигала норматива в 36% случаев.

В рамках проекта устаревшие светильники с линейными люминесцентными лампами были заменены на современные светодиодные. Обычные серийные модели светодиодных светильников обладают светоотдачей вдвое выше, чем люминесцентные, и коэффициентом пульсации менее 1%. По окончании проекта параметры были доведены до нормируемых значений – кабинетов с недосветом или превышением пульсации не осталось, среднее значение коэффициента пульсации составило 4,5%, а освещенность – 676 люкс при норме для кабинетов в 300 люкс.

Каждая школа хотела бы реализовать подобный проект без затрат бюджетных средств. Для этого необходима поддержка главного распорядителя бюджетных средств на заключение энергосервисного контракта.

Кроме того. следует осознанно подойти к выбору исполнителя.
В России немало производителей качественных светильников, в том числе для школ. Конкуренция высокая, но зачастую недобросовестные производители снижают качество, чтобы конкурировать по цене. Потребителю сложно разобраться, чем отличаются хорошие светильники от плохих.

Помочь могут ориентиры, созданные самими ответственными участниками рынка. Это, например, тесты светильников в рамках Ассоциации «Честная позиция» или Евразийская премия «Золотой Фотон» по светотехнике и электротехнике. В премии может участвовать только продукция, прошедшая испытания  в независимых лабораториях, а победителей выбирает профессиональное независимое жюри. Так, в первом сезоне Премии были представлены проекты и освещения школ, и энергосервисные проекты.

Грамотность и подготовленность заказчика – первый шаг к реализации качественных световых проектов для школ.
Мария Степанова
Премия Золотой Фотон
pr@light-award.ru
http://www.light-award.ru/