«Белые вороны» или как выжить в современной школе?

17 Июня 2020
Современная школа в настоящий момент переживает значительные изменения, это  и  социально-экономические  изменения, которые происходят  в обществе  и  научно - технический прогресс. Объединение школ и детских садов в большие комплексы, новый национальный проект развития образования, большая наполняемость классов…можно перечислять долго.
    Однако, как и были, так и остаются  «белые вороны» в школах, в классах.
    Кто  такие «белые вороны»? Есть категория людей, которых травят. Обычно, такой ребенок не такой как все, чаще родился таким. Он другой изначально инакий, может выглядеть не так  как все внешне:  маленький, бледненький неуклюжий. А  могут быть просто физические недостатки: плохо говорит, заикается  или просто наличие болезни.
     Обычно такие дети уже в семье не принимаются своими родителями, и свою первую порцию травли получают в семье, чаще всего они становятся жертвами. Забитый, закрытый, «серая мышка». Как по эстафете переносят свое ощущение в детский сад, а  потом в и школу. За ними идет шлейф агрессии, как будто бы люди не любят таких.
       Динамика  любой группы предполагает состояние напряжения, когда оно нарастает, то что – то с этим надо делать, куда-то «слить» это напряжение. Кто «сливной бочок»? «Белая ворона» или «козел отпущения». Или, что часто бывает дружим, когда вместе травим, получается, сближаемся в агрессии.
-Пинки, побои, сексуальные домогательства.
-Сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции угрозы, оскорбления, насмешки, унижение.
-Угрозы, оскорбления, насмешки, унижение.
– Вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды.
Все вышеперечисленное - буллинг (от англ. bullying – запугивание, травля)– травля.
Кто травит?
        Буллеров характеризуют следующие психологические особенности: неуравновешенность, склонность ко лжи, завышенная самооценка, самовлюбленность, вспыльчивость, импульсивность; любые стимулы, которые могут понизить мнение о себе, воспринимаются как личная угроза и требуют немедленного действия. Авторитет поднимается за счёт унижения других, присутствуют садистские наклонности.
       Социальные нормы и правила размыты и, с точки зрения буллера, необязательны к исполнению.
       Все вопросы решаются при помощи конфликтов, физических угроз и побоев. Фиксируются плохие отношения с родителями, как правило, буллеры воспитываются в социально неблагополучной семье, результатом чего является желание добиться от окружающих признания путем насилия и террора.
      Девочки-буллеры нечувствительны к страданиям других, чаще действуют исподтишка, применяют буллинг как инструмент для борьбы с соперницами;
отмечается высокий социальный авторитет; отношение к миру меркантильное, к людям потребительское.
      Тяжело вынести, особенно в детских коллективах, в школе. Что делать? Как выжить?
      Для «жертв» кого травят? Не замалчивать конфликт - рассказать взрослым о том, что происходит. Важно знать, что тебя защитят!  Если возможно исправить предмет травли - исправить. Не считать себя виноватым. Учиться  не  бояться давать сдачи своим обидчикам. Учиться показывать свою позицию и ее отстаивать. Найти для обидчиков короткую и внушительную фразу. Развивать себя, искать свои сильные стороны. Учиться отстаивать свои границы, говорить, что не так сразу. Научиться говорить «нет» и  не поддаваться на манипуляции и провокации сверстников. Повышать свою самооценку, искать, где могу быть лучшим. Понимать себя, свои особенности. Учиться взаимодействовать со сверстниками: понимать их, знать интересы, положительные и отрицательные стороны личности.
     Для педагогов. Важно видеть, что происходит в классе и знать, у кого слабая позиция и какие есть подгруппы. Формировать организационную культуру в детской группе. Поддерживать здоровый  социально-психологический  климат в классе. Немедленное  прекращение педагогом сплетен и интриг, возникающих в классе. Недопустимость физической и вербальной агрессии детей. Четкое формулирование обязанностей учеников с обозначением границ их персональной ответственности. Прозрачность критериев выставления оценок.
АВТОР: Грибкова Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедра «Теории и практики управления» МГППУ
пресс-служба МГППУ
Московский государственный психолого-педагогический университет
+7 (495) 607-64-17
klyakinama@mgppu.ru