День народного единства. Россия в поэтическом слове

4 Ноября 2020
Слова о патриотическом воспитании, о любви к Родине, о защите и укреплении её никогда не станут сердечным делом каждого человека, если он не придёт к осмыслению этой темы самостоятельно. И происходит это очень индивидуально: посредством личного опыта, размышлений и впечатлений.

Литература на той дороге – и указатель, и поддержка, и камертон, при помощи которого можно уловить отзыв в душе человека. Литература помогает облечь любовь к Родине, имманентно присущую нам, в слово, позволяет стать чувству осознанным, укрепиться.

В каждой читающей семье чтение становится доступным ребёнку задолго до школы, а с книгой любовь к Родине, «впитанная с молоком матери», оформляется в осознание этого чувства. Сначала это происходит невольно, потому что русская словесность в лучших её образцах проникнута духом России, наполнена чувством гордости за свою страну и сердечной болью за её страдания.

Школьный курс литературы – с 1 по 11 класс – призван дополнять, организовывать и оформлять знания человека. А значит, с детства заложенные в человеке привязанность к Родине, любовь к ней укрепляются, формируя убеждённое, глубокое, «зрячее» отношение к своей стране.

Начиная с первого класса, на уроках литературного чтения дети обращаются к произведениям, помогающим осознать им свою причастность к России, называющим то, что достойно памяти, чем можно гордиться и чему нужно следовать в жизни.

Раздел, посвящённый Родине, есть в учебнике каждого года обучения.

Привет, Россия — родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

Эти строки написаны Николаем Рубцовым, великим русским поэтом, родившимся незадолго до Великой Отечественной войны, чьё детство прошло в детском доме. Его стихотворения ещё не раз встретятся в учебнике литературы в средней школе: «Звезда полей», «Тихая моя родина» (6 класс), «В горнице» (8 класс), а в 11 классе будут и «Русский огонёк», и «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» и многие другие произведения. И везде (такая настойчивость характерна не только для творчества Рубцова) он будет писать о судьбе человека, неразрывно связанного с родиной. «Тихая моя родина, / Я ничего не забыл», – скажет с благодарностью поэт о детстве и родной земле. И раскроет источник своего неповторимого поэтического дара – связь с землёй, на которой живёт:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Тёплым чувством к своей земле и гордостью за неё проникнуты строки о России в стихотворениях поэтов, чьё творчество изучается в школьном курсе литературы: С. Дрожжина «Привет», В. Степанова «Золотое кольцо», И. Баукова «Говори мне о России», М. Лермонтова «Сашка» (отрывок «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…») и «Родина», А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…», А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край!», Ф. Тютчева «Эти бедные селенья…», И. Никитина «Русь», И. Бунина «Родине», А. Блока «Россия», С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я покинул родимый дом…», Н. Рыленкова «Куда ни посмотришь – родные…», И. Северянина «Запевка», Я. Смелякова «История»…

На протяжении всего курса литературы дети обращаются к героическим страницам нашей истории, среди которых одно из первых мест занимает тема Великой Отечественной войны, ставшая постоянной в русской поэзии: Е. Благинина «Шинель», Т. Белозёров «День Победы», С. Васильев «Белая берёза», А. Твардовский «Рассказ танкиста», В. Берестов «Великан», С. Наровчатов «Победа!»), А. Фатьянов «Как становится тихо у переднего края…», Е. Агранович. Вечный огонь». В 5­–6 классах в учебнике Г.С. Меркина появляется раздел «Из поэзии о Великой Отечественной войне», в котором изучаются лучшие поэтические произведения о войне, такие как «Когда это будет, не знаю…» С. Орлова, «Победа» и «Родная земля» А. Ахматовой. В 7 классе рубрика называется «Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны», и в ней изучаются стихотворения поэтов-фронтовиков, не вернувшихся с войны. В завершение школьного курса литературы в 11 классе большое внимание военной лирике уделяется в разделе «Основные мотивы лирики военных лет». Здесь анализируются произведения К. Симонова, А. Суркова, В. Лебедева-Кумача, А. Твардовского, М. Джалиля и многих других поэтов.

И ещё одна тема – особенно актуальная в современном мире – тема единства народа в многонациональной стране. Единство народа также необходимо, как и единство в семье. И, конечно же, очень хочется, чтобы никогда не наступили лихие времена, проверяющие и доказывающие нерушимость этого единства. Поэтому пусть тема звучит на уроках истории и литературы, а дети говорят о ней, приводя примеры из стихотворений поэтов разных национальностей, живущих на нашей общей земле и воспевающих свою малую родину и Россию. Этой теме посвящены среди многих других стихотворения В. Степанова «Российская семья», А. Яшина «Не разучился ль ходить за плугом?..», К. Кулиева «Когда на меня навалилась беда…», А. Вознесенского «Муромский сруб», А. Дементьева «Волга»... Всеобщую причастность народов общей судьбе России замечательно обозначил Александр Твардовский в стихотворении «Огни Сибири»:

Да, я причастен гордой силе

И в этом мире — богатырь

С тобой, Москва,

С тобой, Россия,

С тобою, звёздная Сибирь!

Со всем — без края, без предела,

С чем людям жить и счастью быть.

Люблю!

И что со мной ни делай,

А мне уже не разлюбить.

И той любви надёжной мерой

Мне мерить жизнь и смерть до дна.

И нет на свете большей веры,

Что сердцу может быть дана.
Русское слово
Издательство
+7 (495) 969-24-54
rs@russlo.ru
Русское слово