Интервью Казаковой Наталии Александровны, д.э.н., профессора РЭУ им. Г.В. Плеханова «ОБРАЗОВАНИЕ В ПАНДЕМИЮ»

14 Декабря 2020
Тенденции онлайн-образования и дистанционного обучения в пандемию
Появление и распространение коронавируса стало испытанием как для самих российских вузов как работодателей ППС,  с одной стороны, так  и для учреждения образования, оказывающего образовательные услуги по договорам со студентами.
Пришлось в срочном, авральном режиме налаживать онлайн-обучение,  при этом,  конечно, не было практически никаких инструкций  по налаживанию этого процесса от  Минобрнауки, за исключением приказов о переводе в ...режим, о разрешении проводить не только занятия, но и контрольные мероприятия: зачеты, экзамены, а затем и ГЭКи, и даже приемную кампанию. Начался поиск образовательных онлайн-платформ, сейчас уже есть устоявшиеся для Плеханоского университета: лекции в вебинар. Ру, семинары – зум, зачеты, экзамены в LMS, на платформе 1-С.
ФГОС ВО (по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636, предполагает возможность проведения государственных аттестационных испытаний с применением дистанционных образовательных технологий. Регулирование данной процедуры, идентификация личности обучающихся и контроль соблюдения правил проведения экзамен в таких условиях — сфера ответственности университета.
В РЭУ все выпускные экзамены и защиты МД, а затем осенью 2020  ГИА у выпускников аспирантуры, а также приеаная кампания в аспирантуру прошли в зумах.
Если говорить о тенденциях в магистратуре, то сегодня есть студенты, которые выступают против он-лайн-обучения, требуют компенсации за перевод в дистанционный режим. Но, как я уже сказала, такой режит не запрещен ФГОС ВО, занятия проводятся ППС в реальном режиме времени, как дальше будет развиваться процесс, пока сложно прогнозировать, но дистанционное и он-лайн-обучения не одно и то же. Дистанционное действительно дешевле, занятия заменены самостоятельным прослушиванием он-лайн- курсов без присутствия ППС, контроль знаний также проводится в тестовом режиме или написанием эссе с последующей автоматической проверкой результатов сдачи.
Такое важное направление обучение как проектноориентированное, творческий проект в мини-группах под руководством ППС с регулярной проверкой и корректировкой направления выполнения проекта, поэтапная сдача на проверку, исправления и далее. Лично я практически ничего не поменяла в формате обучения, но чтобы его сохранить мне потребовалось гораздо больше усилий по подготовке к лекциям и семинарским занятиям, больше времени уходит на общение,  переписку, проверку и т.д. нежели в нормальных условиях образовательного процесса.
От студентов тоже требуется высокий уровень самоорганизации. Технические проблемы постепенно решаются, но они для многих ППС были связаны с необходимостью осуществления личных  финансовых затрат на покупку новой техники (компа, ноутбука, более высоких  современных  версий ПО на компе, оснащения камерой и микрофоном).  И очень долгого сидения за компом, что, безусловно, вредит здоровью ППС.
Трендом 2020 стала разработка эффективных онлайн-курсов для внешних платформ с использованием инновационных подходов к обучению.
  2. Специфика преподавания экономические дисциплин в условиях цифровизации экономики?
Не вижу специфики ведения аналитических дисциплин, поскольку семинарские занятия всегда проходили в комп. классах. Сейчас студенты сидят дома за своими компами и распределяют функции в мини-группе, может быть более важным стал коммуникационный процесс.
3. Какие инновационные подходы вы используете в процессе обучения студентов и аспирантов высшей школы?
Инновационными подходами в процессе обучения считаю проектно-ориентированное обучение: практические занятия на дисциплинах профессионального цикла проводятся в форме групповых бизнес-проектов, это проводится уже 4 года, но проекты стали бизнес-ориентированными, они пришли на смену учебным кейсам.  Кроме того, бизнес-игры: проведение деловых игр с участием наших партнеров, прежде всего, АССА и разработка студенческих бизнес-проектов с их публичной презентацией  как мероприятия по оценке профессиональных и научных компетенций студентов.
Профессиональная подготовка и работа по профессиональной ориентации: приглашение и участие в образовательном процессе работодателей и международных квалификаций в рамках гостевых занятий и профессиональных семинаров, включая «Бизнес-клуб для финансистов и аудиторов», в которых участвовали представители саморегулируемых организаций, консалтинговых компаний, Института внутренних  аудиторов, Единой аттестационной комиссии, Международной Ассоциации присяжных сертифицированных бухгалтеров (АССА), Института Присяжных Аудиторов Англии и Уэльса (The Institute of Chartered Accountants in England and Wales, ICAEW), Банка России.
Научно-исследовательская работа студентов в семестре: организация вовлечения студентов в участие  в студенческой Экономической олимпиаде «Бизнес-анализ и управление рисками»
4. Влияет ли пандемия на эффективность научно-исследовательских разработок и исполнение НИР и грантов?
Изолированность членов ВТК, безусловно, влияет на эффективность научно-исследовательских разработок, совещания в зуме, в какой-то мере это нивелируют, но возникает еще одна проблема – разработка  и последующий поиск изданий (журналов скопус/вос),  ограниченное количество доступных журналов, за послдение 2 года резко сократилось количество экономических и междисциплинарных журналов, выросли  стоимость и сроки публикации, а также гарантии издания стали досточно проблематичнными.
Темпы развития цифровизации в нашей стране ускорились в результате реализации Нац.  проекта «Цифровая экономика», а также под влиянием пандемии, что оказало влияние на тематику научных работ, стало больше исследований по цифровой экономики и рискам. Так,  в частности, в рамках  приоритетных  направлений  научной деятельности,  выполняется НИР по теме «Мониторинг секторальных рисков финансовой безопасности в цифровой среде с использованием Гарвардской парадигмы отраслевого анализа».

5. Как происходит защита кандидатских и докторских диссертаций в пандемию? С какими сложностями в связи с этим сталкиваются диссертационные советы и соискатели?
Несмотря на то, что МОН издан приказ, разрешающий проведение ДС в онлайн-формате, редкие советы идут на это, т.к. сложно удовлетворить все требования ВАК к формальному проведнию защиты. Я участовала в 2-х онлайн-защитах.  Главная проблема – обеспечить постоянное присутствие членов совета у камеры, возможности сбоев связи, не обеспечивают соблюдения Регламентов. Кроме того, при проведении диссертационных советов «оффлайн» в условиях  пандемии чаще обычного возникают проблемы с кворумом.
Отдельная и причем общая проблема для защит диссертаций, выпускных  работ магистров и аспирантов, связана со сбором и заверением документов, сначала путем сканирования и вывешивания всех  документов в ЛКС, на сайте унивреситета,  а затем обязательное восстановление всех документов с заверениями в бумажной форме.
Это дополнительная работа и для ППС, и для членов ГЭК
MassEffect Agency
MassEffect Agency
Наталья
nsd@masseffect.pro