Как преподавать историю школьникам?

3 Марта 2020
О преподавании и изучении истории рассказывает Сергей Павлович Карпов, доктор исторических наук, академик РАН, президент исторического факультета МГУ, научный редактор линии учебников по всеобщей истории для основной и средней школы издательства «Русское слово».

- Скажите, пожалуйста, как вышло так, что Вы выбрали своей специализацией именно медиевистику и стали изучать Средние века?

- Меня с самого начала интересовали как по отдельности, так и в сопоставлении две темы: история средневековой Руси и история западноевропейского Средневековья. И я выбрал Византию, потому что это мостик между ними двумя. Отмечу, что я стал медиевистом ещё в советское время, а тогда медиевистика была дисциплиной, где учёный мог быть наиболее свободен в выборе темы для своего исследования и тех построений, которые он считает правильными. Это тоже немаловажное обстоятельство. И ещё должен сказать, что медиевистика представляет лучший инструментарий для историка. Именно учёный-медиевист отрабатывает те инструменты исторического исследования, которые необходимы профессионалу.

- Несколько лет назад Вы говорили, что историческая наука не терпит дилетантов. Что бы Вы могли посоветовать нынешним школьникам и студентам, выбравшим этот путь и мечтающим занять место в отечественной исторической науке?

- Прежде всего, я посоветую читать исторический материал и источники, быть начитанными. Чтобы определить, где правда, а где неправда, надо всегда обращаться к первоисточнику и комментировать его в контексте событий и времени. В этом случае человек приближается к истине и пониманию того, что было в действительности. Дилетантизм – это неполное знание, самомнение и уверенность, что ты знаешь нечто, чего не знают другие, но часто это нечто почерпнуто из непроверенных источников. Профессионал – это человек, проверяющий источники и умеющий их интерпретировать.

- Как современному студенту-историку оставаться объективным в своей исследовательской работе, на что или на кого ориентироваться и как избежать столкновения с заведомой фальсификацией?

- Всегда нужно опираться на первоисточник, какой бы он ни был: археологический материал, памятник письменности или материальной культуры. Так или иначе, в основе объективности лежит точное отделение установленного от предполагаемого и точное знание того, что представляет собой тот или иной текст или артефакт. То есть это глубокое изучение материала, знание историографической традиции, знание того, что об этом думали и писали предыдущие поколения и как дальше мы можем к этому относиться на основании нашего знания. Каждое поколение прирастает знанием и иначе интерпретирует события, исходя из своего социального опыта, из опыта жизни в данной среде и обстановке. Это привносит свои коррективы, но ключевое здесь – это умение всегда отделять точно установленное от предполагаемого.

- А что бы Вы посоветовали тем, кто выбрал свой собственный путь и пошёл преподавать историю в школу? Как им увлечь учащихся, как сделать для них предмет «История» более интересным или хотя бы воспитать уважение к собственной истории?

- Это можно сделать только на собственном примере, будучи начитанным и отталкиваясь от хорошего знания материала. И, конечно, нужно с любовью относиться к ученикам, которым преподаётся материал, понимать их психологию и особенности. Образно говоря, их надо брать за руки и проводить через лабиринты истории. И крайне важно при этом никогда не врать. В истории есть сложные моменты, очень горестные для нас, и надо уметь об этом тоже говорить доходчиво, чётко и без фальши. Плохое было, но надо говорить о том, почему это происходило и как можно было этого избежать. И вместе с тем, не стоит забывать о наших победах. Очень часто люди как-то скромничают и забывают о тех великих достижениях, которые совершили наши предки. Надо стремиться к тому, чтобы люди знали, что было сделано героического и замечательного предыдущими поколениями, что наша страна сделала в целом для мировой цивилизации.

- Не секрет, что современные студенты всё меньше ходят в библиотеку и всё чаще пользуются Интернетом, в том числе и для подготовки письменных работ. Как Вы к этому относитесь и как Вы в своё время писали свои первые работы?

- Я отношусь к этому положительно. Люди пользуются информационными ресурсами, и электронными ресурсами в частности. Чем больше информационных ресурсов доступно, тем лучше. Неважно, в каком виде в конечном счёте будет прочитан текст, в электронном или печатном. Иногда электронный текст легче обрабатывать. Вопрос заключается в отборе этих ресурсов. Часто люди облегчают себе жизнь, читая всякого рода выжимки и выдержки или не совсем проверенную информацию. Вот поэтому для историка важно быть начитанным. Главное, я повторю, читать как можно больше источников, исторической литературы, смотреть памятники. Если человек не может видеть какой-то памятник воочию, пусть он посмотрит его в Интернете, ничего плохого здесь нет. Больше посещать музеев, больше работать в архивах – молодым историкам нужно именно идти по этому пути. Важно не в какой форме человек берёт информацию, а то, как он с ней работает, какой ключ применяет. Хорошее знание материала и, ещё раз повторю, начитанность, отличает историка от дилетанта.

Что касается меня, то я начинал ещё в докомпьютерный период, и сейчас, если бы вы вошли в мой кабинет, вы бы увидели, что половина кабинета – это картотека. Когда я работал с материалом, я работал с определённой системой карточек, которые я классифицировал, чтобы дальше можно было их обрабатывать и использовать в работах. Потом я плавно перешёл к электронным носителям, к анализу источников и их дешифровке. Я работаю с текстами, достаточно сложными с точки зрения латинской и греческой палеографии, мы издаём их и, конечно, в данном случае возможности электронных ресурсов облегчают жизнь, потому что можно, например, увеличить текст и лучше его рассмотреть. Так что одно не противоречит другому, а дополняет его. Но важно целеполагание, чёткое и с самого начала ясно выраженное.
Русское слово
Издательство
+7 (495) 969-24-54
rs@russlo.ru
Русское слово