Обряд поклонения Алтаю стал предметом полевого исследования сибирских ученых

1 Декабря 2020
Южные алтайцы проводят обряд поклонения Алтаю дважды в год. Весной они просят у духов покровительства, плодородия и умножения благ, а осенью благодарят за урожай и достаток и прощаются со светлыми силами до следующей весны. Обряд предполагает подношение различных даров духу-хозяину Алтая. Для угощения приносят свежеприготовленные блюда национальной кухни: отварную баранину, толокно из ячменя–талкан, лепешки, молоко, сыр, топленое масло. В качестве жертвы – 'барылга' в огне сжигают вареную баранью голову. Этому есть свое объяснение – баран, как вожак стада овец, символизирует у алтайцев почет, достаток и богатство. Во время обряда совершается окропление молоком и молочным чаем. Алтайцы верят, что светлое божество Алтая обязательно придет и, усевшись на белом войлочном коврике-ширдек, будет наблюдать за тем, как люди благодарят его.
Обряд поклонения Алтаю восходит к архаичным традициям шаманизма и культу гор, существовавшим у монгольских и тюркских народов. Первые сведения о жертвоприношениях шаманов сюнну (хунну) духу земли были зафиксированы в древнекитайских летописях. Этот древний обряд у алтайцев претерпел изменения под влиянием идей ламаизма, который подвиг к формированию нового мировидения – бурханизма (Ак jаҥ – букв. ‘белая вера’), представляющего собой синкретизм язычества с некоторыми элементами буддизма. Новые взгляды привели к отказу алтайцев от кровавых жертвоприношений, к изменениям в религиозной терминологии. Обряд жертвоприношения духам земли известен и современным монголам, который устраивается во время праздника Надома, проводимого во время летнего солнцестояния.
В южном Алтае обряд проводится традиционно в новолуние в день осеннего равноденствия на склоне горы Алтын Туу (Золотая Гора), с которого видны все стороны света. Поскольку моления проводятся ежегодно, здесь установлены ритуальные объекты: каменный алтарь для разведения костра и сжигания жертвоприношений. Важной составной частью ритуала является повязывание в четном количестве разноцветных ленточек. Каждый цвет символизирует определенные понятия. Белый – чистоту помыслов, голубой – гармонию и мир, желтый – веру и просветление, зеленый – плодородие и достаток. В современном варианте обряд завершили исполнением отрывка из национального героического сказания под аккомпанемент топшура и пение обрядовых песен.
Полевые исследования обрядовой культуры алтайцев выполняются в рамках проекта Института филологии СО РАН «Культурные универсалии вербальных традиций народов Сибири и Дальнего Востока: фольклор, литература, язык» по гранту Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых (соглашение № 075-15-2019-1884).
Павел Шахов
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
8-953-891-90-99
pashahoff@mail.ru