Результаты опроса выпускников: стоит ли ещё инвестировать в MBA?

9 Июля 2020
В современном мире, который с каждым днём становится все более цифровым и подвергается непрерывной трансформации, потенциальные студенты MBA-программ все чаще задаются вопросом, стоит ли тратить время и, что еще важнее, деньги, на получение степени MBA, ведь многие из них уже имеют хорошо оплачиваемую работу и успели построить успешную карьеру.
В своем последнем MBA-исследовании WU Executive Academy провели опрос  среди выпускников программ MBA и Master of Laws (MoL) и выяснили, окупился ли для них диплом MBA от WU. При этом оценивались не только основные критерии, такие как развитие карьеры и рост заработной платы, но также преимущества сервисов для выпускников, доступные членам клуба выпускников WU Executive Club.
Окупаемость инвестиций (ROI) - важный параметр, по которому оцениваются программы MBA. «Независимо от того, смотрим ли мы на этот показатель (ROI) с точки зрения бизнеса или отдельного человека: речь идет о том, имеет ли это экономический смысл. Получение MBA-диплома можно считать успехом тогда, когда он окупается (в финансовом отношении) и создает реальную добавленную стоимость для выпускников. В действительности, как норму прибыли, так и добавленную стоимость можно рассматривать в разных измерениях. Это также подтверждается результатами нашего последнего исследования с участием выпускников», - говорит профессор Барбара Штёттингер, декан WU Executive Academy.

Значительный рост заработной платы (более 30%)
В дополнение к личному развитию и возможности сформировать ценную сеть профессиональных контактов, увеличение дохода считается еще одной причиной для людей, мотивирующей их получить MBA. И рост заработной платы опрошенных выпускников впечатляет: в среднем зарплата выросла на 30% (36% в странах ЦВЕ) по сравнению с тем, что они зарабатывали до MBA. При этом наиболее значительный рост оплаты труда (+31%) наблюдается у участников программ Professional МВА. Если говорить о региональной специфике, то наилучшие результаты по этому параметру можно заметить у выпускников из стран Центральной и Восточной Европы (+ 36% в ЦВЕ).
«Многие ошибочно полагают, что получение степени MBA автоматически станет залогом того, что они смогут зарабатывать больше денег. Позитивные изменения в карьере и заработной плате выпускников - следствие их сознательных усилий, стойкости и сильной мотивации. Тем не менее повышение заработной платы на 30% и более - безусловно, большой успех, который был бы маловероятным без окончания MBA. Соревнования в игровой форме с другими студентами MBA, возможность вместе расти в процессе обретения предметных и управленческих навыков, поддержка и взаимопомощь выпускников в различных профессиональных вопросах (поиск работы, переговоры и т. д.) тоже можно отнести к ключевым факторам, определяющим рост заработной платы участников после окончания программы», - говорит Мартина Эрнст, возглавлявшая отдел кадров в международной организации до создания собственной компании SalaryNegotiations.
Переломные моменты в карьере: начало профессиональной трансформации с MBA
Хотя большинство студентов в первую очередь заинтересованы в углублении своих знаний и расширении сети профессиональных контактов, результаты исследования ясно показывают, что MBA также способствует профессиональной трансформации: 76% (ЦВЕ: 72%) респондентов опроса среди выпускников заявили, что они смогли направить развитие своей карьеры в новое позитивное русло, и 64% (ЦВЕ: 63%) сообщили, что вступили на новый профессиональный путь, когда еще заканчивали программу или в течение года после завершения учебы. 47% (ЦВЕ: 46%) были назначены на новую должность в своих организациях, а 37% (ЦВЕ: 41%) сменили работодателя. Среди тех, кто сообщил об изменениях в своей карьере, 49% (ЦВЕ: 67%) взяли на себя дополнительные обязанности, 59% (ЦВЕ: 55%) отметили, что новый виток в карьере стал связан также с более высокой зарплатой, а 46% (ЦВЕ: 58%) заявили, что теперь отвечают за больший бюджет, чем до обучения на MBA-программе.

Доля выпускников, которые управляют командой из 100 и более сотрудников, увеличилась с 5% (ЦВЕ: 7%) до MBA до 17% (ЦВЕ: 11%) на момент проведения исследования. Кроме того, наблюдается устойчивый рост количества выпускников, занимающих топ-позиции в компаниях: + 21% (ЦВЕ: + 26%). До получения диплома MBA доля менеджеров высшего звена (C-level) среди опрошенных выпускников составляла 12% (ЦВЕ: 15%).
11% (ЦВЕ: 9%) выпускников использовали навыки, приобретенные на курсе MBA, чтобы основать собственную компанию самостоятельно или вместе с коллегами-выпускниками. Число таких предпринимателей удвоилось по сравнению с показателями до MBA. 81% из них заявили, что опыт, практические навыки и ценные контакты, которые они приобрели в ходе MBA-обучения, оказались очень полезными при открытии своего дела.

«Ключевой компонент и показатель готовности к следующему шагу в карьере – это способность перерасти предметно-технический аспект и выйти на стратегическую позицию, которая в современном VUCADD-мире требует нестандартного и творческого мышления. В рамках MBA выпускники прорабатывают многочисленные примеры из практики и поэтому выходят отлично подготовленными к этой задаче», - говорит эксперт по вопросам карьеры и заработной платы Мартина Эрнст, выпускница Global Executive MBA.
Истинная ценность сети выпускников
Сообщество выпускников WU Executive Club предлагает своим членам многочисленные сервисы. Особой популярностью, в частности, пользуются услуги по развитию карьеры (семинары по поиску работы, посещение компаний), мероприятия для выпускников (карьерные завтраки, WU EA lounges, мероприятия в рамках клуба женщин-руководителей (Female Leaders Network), балл WU и т. д., а также предложения от партнеров по поиску руководителей и редких специалистов (онлайн-лекции на LinkedIn и т. д.). В среднем, 65% респондентов посещали мероприятия с участием приглашенных докладчиков, которые проводятся в Вене, Бухаресте и других городах ЦВЕ на регулярной основе в течение года.
Впервые в исследование был включена категория «готовность помочь» в связи с появлением онлайн-платформы WU EA Connect. Доля респондентов, ответивших положительно, значительно возросла. Платформа предоставляет информацию о предложениях по поддержке, которые выпускники предоставляют другим членам сообщества бесплатно. Эти предложения включают в себя обмен опытом обучения на программе MBA с потенциальными студентами, принятие на себя роли наставника для руководителей с высоким потенциалом и тех, кто обладает меньшим опытом, организацию мероприятий для местных выпускников в разных странах или выполнение функций hub-менеджера.
Ставки на правильную сеть контактов для развития карьеры
Если говорить о нетворкинге и развитии карьеры, то по мнению выпускников, важно использовать социальные сети, например, LinkedIn (68%, ЦВЕ: 76%), поддерживать отношения с друзьями и коллегами (63%, ЦВЕ: 63%), а также прибегать к услугам компаний по поиску руководителей (52%, ЦВЕ: 59%). Онлайн-платформа WU EA Connect, созданная всего два года назад, в настоящий момент уже популярна у 20% (ЦВЕ: 24%) выпускников, которые ищут возможности для карьерного роста. Таким образом, респонденты могут извлекать выгоду от использования всех четырех возможностей для нетворкинга, для которых WU Executive Club в последние годы значительно увеличил свои предложения по информационной и карьерной поддержке.

Факты об исследовании с участием выпускников
В опросе приняли участие выпускники всех программ MBA и Master of Laws, предлагаемых WU Executive Academy. Большинство респондентов (95%) – выпускники программ Professional MBA (64%) и Executive MBA (31%), из которых 16% -выпускники Global Executive MBA и 15% - Executive MBA Bucharest. 33% респондентов - женщины, 67% - мужчины.
География исследования
Большое количество респондентов - представители следующих стран: 37% - Австрия, 9% - Болгария, 9% - Румыния, 8% - Россия и 6% - Германия.
Отрасли и должности
Сферы занятости респондентов распределились следующим образом: банковская сфера/финансы/страхование (20% до MBA, 17% во время опроса), обрабатывающая промышленность (16% до MBA, 13% во время опроса) и энергетический сектор (12% до MBA, 15% во время опроса). В рамках этих областей они часто работают в отделах маркетинга/продаж/PR (19% до MBA, 17% во время опроса), финансов/контроля (16% до MBA, 13% во время опроса), департаментах управления операциями (12% до MBA, 6 % во время опроса) и общего менеджмента (11% до MBA, 18% во время проведения опроса).
Отдельный анализ, проведенный только для участников из стран ЦВЕ, дал следующие результаты: банковское дело/финансы/страхование (26% до MBA, 22% на момент опроса), промышленность/производство (15% до MBA, 13% во время опроса) и IT/телекоммуникации (15% до MBA, 13% во время опроса). Выпускники в Центральной и Восточной Европе в основном работают в следующих областях: финансы/контроллинг (39% до MBA, 24% при опросе), маркетинг/продажи/PR (17% до MBA, 18% при опросе), операции (13% до MBA, 7% при опросе) и общий менеджмент (9% до MBA, 16% при опросе).

До 30 июня 2020 года у Вас есть возможность подать заявку на стипендию по программе MBA по следующим специализациям: Digital Transformation & Data Science, Energy Management, Entrepreneurship & Innovation, Finance, Marketing & Sales, Project Management.
Стипендия позволит сократить стоимость обучения на 35%.
WU Executive Academy
Бизнес-школа
executiveacademy@wu.ac.at
Бизнес-школа