Цифровая модель обучения по ОТ на базе технологий «ОЛИМПОКС»

18 Ноября 2020
В наши дни никого не надо убеждать в преимуществах автоматизации бизнес-процессов, связанных с обучением и проверкой знаний работников. Внедрение электронных технологий позволяет значительно улучшить систему управления учебно-аттестационными процессами, существующую в организации. Главное, чтобы уровень цифровизации соответствовал реальным потребностям предприятия, был оптимален с точки зрения трудоемкости реализации и тех результатов, которые необходимо получить.

Этим принципом руководствовалась консалтинговая группа (КГ) «ТЕРМИКА» при создании цифровой модели корпоративной системы обучения и проверки знаний по охране труда (ОТ). Модель опирается на типовые формы учебно-аттестационного процесса, характерные для всех промышленных предприятий. В основу ее положен жизненный цикл работника с момента его приема на работу. Как можно увидеть в представленной таблице, данный цикл включает в себя все обязательные процедуры в области ОТ.

Далее мы предлагаем рассмотреть подробнее существующие варианты и оптимальные решения для реализации процессов, связанных с жизненным циклом типичного рабочего.


Модель учитывает все
При создании цифровой модели корпоративной системы обучения и проверки знаний по ОТ следует учесть ряд требований:

• это должна быть постоянно работающая модель, где все процедуры, за исключением вводного инструктажа, выполняются регулярно;

• модель строится для работающих людей, которым требуется получить максимум необходимых знаний без отрыва от производства;

• главная цель обучения - создать у работника четкую установку на выполнение конкретной последовательности действий, которые обеспечивали бы его безопасность;

• модель должна быть функционально и методологически интегрированной, то есть иметь единую учебно-методическую базу, построенную на локальной нормативной документации (ЛНД) и конкретной практике работ, в том числе их негативных последствиях.

Предлагаемая компанией «ТЕРМИКА» цифровая модель имеет следующие базовые характеристики:

- единая программная платформа, способная к гибкой адаптации и настройке – как под внутренние корпоративные требования, так и под требования законодательства;
- эффективные формы подачи информации – прежде всего аудиовизуальные;
- возможность постоянного мониторинга уровня знаний и обратной связи по поводу усвоения материала и уровня остаточных знаний.

Вводный инструктаж: воздействие по всем каналам
Чтобы вводный инструктаж, который проводится только единожды, был максимально  эффективным, для его проведения используются такие формы представления информации, как интерактивные презентации, видеоматериалы, интерактивные истории (сторителлинг). Их отличительной особенностью является комплексное воздействие на восприятие работника, использование аудиального и визуального каналов. Однако их разработка и внедрение не так просты: создание продукта может потребовать значительных затрат времени и финансов, внедрение – обновления технической базы и, как следствие, тоже финансовых затрат. Актуализация и дополнение продуктов также сложны – ведь это индивидуальная работа.    

Для проведения вводных инструктажей компания «ТЕРМИКА» предлагает как сложные решения под заказ, так и готовые типовые решения. Отличительными особенностями наших тиражных продуктов, представленных в формате интерактивных презентаций, являются схематичное представление информации, отсутствие аудиосопровождения и сложных механизмов геймификации. Не предъявляя серьезных системных требований к ИТ-инфраструктуре, такие продукты могут быть быстро внедрены или адаптированы под требования заказчика.  

Готовые решения оптимальны для средних предприятий. Кроме того, их можно использовать при проведении специализированных вводных инструктажей для отдельных категорий персонала: рабочих, подрядчиков и так далее.





Инструктаж на рабочем месте: тест до победного конца
Процедура инструктажа на рабочем месте реализуется с помощью системы «ОЛИМПОКС:Инструктаж», которая может быть интегрирована в общую систему корпоративного обучения на базе платформы «ОЛИМПОКС».

По сути своей инструктаж представляет собой тестирование со сложным сценарием_– опросник на основе ЛНД. Работник последовательно отвечает на все вопросы до тех пор, пока не даст на каждый из них правильный ответ. Так он осваивает информацию, содержащуюся в сложных для восприятия нормативных правовых документах и технологической документации.

В процессе прохождения теста работник видит пробелы в своих знаниях и самостоятельно принимает решения о том, какие ЛНД ему необходимо изучить, чтобы успешно пройти инструктаж.





Обучение БВР: цифровизация в помощь наставнику
При обучении рабочего персонала методам и приемам безопасного выполнения работ (БВР) информационные технологии становятся вспомогательным инструментом наставника из числа опытных рабочих, но не заменяют его. Их использование позволяет эффективнее передавать знания, создает необходимые установки безопасного поведения.

Для достижения вышеописанных результатов существуют такие инструменты, как:

• видеоуроки, имитирующие реальные ситуации;

• интерактивные тренажеры по оценке рисков и определению правильных действий;

• электронные симуляторы.



Основываясь на богатом экспертно-методическом опыте, компания «ТЕРМИКА» отдает предпочтение форматам, оптимально сочетающим трудоемкость внедрения и итоговый эффект. К ним относятся:

• анимированные 3D-видеоролики с разбором ситуации;

• интерактивные тренинги по оценке рисков.




Периодическая проверка знаний: опросники для профессий
Для автоматизации процедуры ежегодной проверки знаний рабочего персонала по охране труда можно воспользоваться нашими тиражными решениями. Благодаря огромному опыту в разработке заказных инструктажей для рабочего персонала, специалисты компании «ТЕРМИКА» создали типовые опросники по профессиям. Основанные на требованиях безопасности, которые должны быть в производственной инструкции для той или иной рабочей профессии у любого предприятия, опросники отлично справляются с задачей проверки знаний, если на предприятии отсутствует специфическое оборудование.

Если же на экзамене требуется проверить знание инструкций конкретного предприятия и определенного оборудования, мы предлагаем заказную разработку специализированных опросников.

Автоматизация ежегодной проверки знаний неразрывно связана с автоматизацией инструктажей на рабочем месте. Если организация их уже автоматизировала, ежегодная проверка знаний по ОТ может проводиться в автоматизированном режиме и для профессий, требующих специализированных знаний в объеме внутренних инструкций, так как вопросы по ним разрабатываются именно на этапе создания электронных инструктажей. Такой подход позволяет создать целостную и эффективную систему подготовки работников, которые, проходя электронные инструктажи на рабочем месте, автоматически осваивают информацию, необходимую для ежегодной проверки знаний.




Целевой инструктаж: в отсутствие Сети и компьютеров
При реализации цифровой модели целевого инструктажа особенно важны:

• визуальная составляющая, необходимая для выработки поведенческих паттернов;

• учет инфраструктурных и организационных особенностей места, где проводятся инструктажи.


Целевой инструктаж нередко приходится проводить на отдаленных производственных площадках, где нет ни доступа к интернету, ни специализированного компьютерного обеспечения. Однако цифровизация реальна даже в таких условиях. Ответом на запрос заказчиков стала разработка программно-аппаратного комплекса «ОЛИМПОКС:СВИСТОК» – портативного плеера с необходимыми целевыми инструктажами по профессиям.

В рамках целевого инструктажа нередко происходит ознакомление с актами расследования несчастных случаев и молний. Для этого компания «ТЕРМИКА» включает в состав комплекса полноценные видеоуроки, приближенные к реальным, с вымышленными городами и организациями.



Заключение: на пути к комплексной модели
Все типовые учебно-аттестационные процессы по охране труда для рабочего персонала не только поддерживаются продуктами на платформе «ОЛИМПОКС», но и объединяются в единую цифровую модель. Такая модель может также включать задачи, связанные с обучением и проверкой знаний руководителей и специалистов. Кроме того, есть возможность дополнить ее задачами, связанными с обучением и проверкой знаний по другим направлениям безопасности: пожарной безопасности, транспортной, экологической, электробезопасности и так далее.

Компания «ТЕРМИКА» может в оптимальные сроки создать работающую систему, которая наилучшим образом решит задачи конкретной организации, мотивируя использовать данную систему всех участников соответствующих бизнес-процессов – от организаторов обучения до самих обучающихся.
Отдел маркетинга
Консалтинговая группа «ТЕРМИКА»
Москва, ул. Орджоникидзе, д. 11
market@termika.ru
Цифровая модель обучения «ОЛИМПОКС»