Ученые КФУ разработали методологический инструмент для оценки случаев травли среди подростков

19 Мая 2020
В научном журнале International Journal of Qualitative Methods издательства SAGE (Q2 в области Education) опубликована новая статья молодых ученых Казанского федерального университета School Bullying Through Graphic Vignettes: Developing a New Arts-Based Method to Study a Sensitive Topic.

В статье описывается разработанный научным сотрудником научно-образовательного центра педагогических исследований ИПО КФУ, ныне сотрудником  факультета педагогического образования Университета Ювяскюля (Финляндия) Дарьей Ханолайнен и научным сотрудником НОЦ «Педагогические исследования» Института психологии и образования КФУ Еленой Семеновой методологический инструмент для оценки случаев травли среди подростков. Это уже вторая публикация молодых ученых в этом году. Первая статья Teachers see nothing': exploring students' and teachers' perspectives on school bullying with a new arts-based methodology, опубликованная в научном журнале первого квартиля (Q1) Pedagogy, Culture & Society, уже проиндексирована в  Scopus.

Молодые ученые КФУ разработали и опробовали экспериментальный метод графических виньеток, которые представляют собой набор неполных, проблемных комиксов, которые предоставляются участникам для творческого завершения и впоследствии используются при проведении индивидуальных интервью с детьми. Авторы статьи подробно описывают дизайн и администрирование метода графических виньеток, обсуждают их эффективность и возможности дальнейшего использования в исследованиях в области образования и психологии. Используя в исследовании новый метод, молодые ученые попытались ответить на вопрос: насколько эффективен данный метод для изучения столь сенситивной темы, как подростковый буллинг, и как данный метод может использоваться, чтобы полностью реализовать свой потенциал.

- Традиционные виньетки – это рассказы о воображаемых персонажах в определенных обстоятельствах, подобные ситуации предлагается оценить интервьюируемым участником эксперимента. Проектируя наши графические виньетки, мы опирались на самые распространенные типы травли, описанные в научной литературе.

В исследовании приняли участие 19 казанских школьников (13 девочек и 6 мальчиков) из одного класса в возрасте от 15-16 лет. Молодым ученым важно было изучить психологический климат класса и рассмотреть буллинг как групповой феномен. Каждому участнику был представлен набор из четырех графических виньеток для индивидуальной работы в течение 20 минут. Участники могли писать или рисовать все, что хотели, используя личный опыт в качестве основного источника вдохновения. Во время дальнейшего интервьюирования ученые избегали использования слов «травля» и «буллинг» (травить, издеваться, изводить, измываться), чтобы дать возможность участникам без давления и наводящих вопросов самим оценить климатическую ситуацию в классе.  Это было особенно важно сделать в российском контексте, потому что слово «травля» имеет отрицательную коннотацию на русском языке.

- Последствия буллинга негативно отражаются на учебе, социальной жизни и психическом здоровье детей. Если случаи травли не обнаружены и своевременно не устранены, это может привести к неприятным последствиям, даже таким как развитие преступных и суицидальных наклонностей у детей.

Новая методология обогащает уже имеющиеся методологии по исследованию сенситивных тем. Результаты данного следования указывают, что процесс создания графических виньеток дает участникам возможность формулировать, что важно для них лично непосредственно во время глубинных интервью.

- Мы приложили усилия, чтобы сделать наш эксперимент дружелюбным для детей, объясняя им, кто мы и что мы делаем в качестве ученых, а также подчеркивая, как ценен  их вклад для нас. Видя прозрачность нашего намерения и понимание ценности нашей работы, дети выражали готовность сотрудничать с нами. Благодаря творческой работе с графическими виньетками, подростки смогли донести много важных моментов. Некоторые дети подчеркивали свою неспособность рассказывать об их борьбе с агрессорами в классе взрослым и учителям из-за опасений, что они будут неправильно поняты и что это приведет к дальнейшей эскалации травли.

Исследователи пришли к выводу, что дети могли бы открыто говорить с исследователями и делиться своими проблемами и неприятными воспоминаниями, опираясь на разработанную в КФУ методологию. Более того, статья получила положительную оценку рецензентов, впечатленных разработкой молодых ученых КФУ, отметив, что это уникальная авторская методология, которую они еще не встречали.

Молодые ученые представят доклад об исследовании на VI Международном форуме по педагогическому образованию (International Forum on Teacher Education), который Казанский федеральный университет впервые проводит в этом году в виртуальном формате.

IFTE-2020 начнется 27 мая, как первоначально планировалось, и продлится до 9 июня 2020 года, что позволит более чем 3000 участников из 30 стран мира принять участие в обсуждении проблем в области педагогического образования.
Галина Хасанова
КФУ, САЕ
81972307434
galina.hasanova@mail.ru