Великая Отечественная война в школьных учебниках и детской литературе: формирование исторической памяти

11 Мая 2020
Изучение событий Великой Отечественной войны в рамках школьного курса является одним из важнейших факторов реализации не только предметных, но и личностных результатов, обозначенных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Примеры массового народного героизма на фронтах войны как никакие другие могут обеспечить воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, гордости за свою страну и её великую историю.

Принимая во внимание, что указанные задачи могут быть решены не только в рамках школьного курса истории, но и на уроках литературы, в ходе внеклассной и внешкольной работы, стоит отметить ряд проблем методического и содержательного характера, которые возникают в связи с реализацией воспитательных целей предмета «История» при изучении событий Великой Отечественной войны.

В техническом плане на первый план здесь выходит проблема количества часов на изучение периода 1941–1945 гг. До перехода к концентрической системе, утвержденной новыми примерными основными образовательными программами (ПООП), он изучался дважды, в рамках обоих концентров в средней и старшей школе. Это, соответственно, давало возможность учителю заложить базу, а затем углубить изучение отдельных, важных с воспитательной точки зрения военных событий во втором концентре изучения истории. С перестройкой структуры школьного исторического образования учителя фактически лишились такой возможности, поскольку изучение истории Великой Отечественной войны теперь согласно ПООП предусмотрено только в старшей школе, а если учесть рекомендации Историко-культурного стандарта, то и вовсе в 10 классе. В рамках подобной структуры на события 1941–1945 гг. может быть отведено в базисном учебном плане не более 6–7 часов. Возможно, в ближайшее время проблема будет разрешена появлением рекомендаций об изучении периода всего XX в. отечественной истории в течение двух лет – в 10–11 классах. Однако в действующих условиях реализация воспитательного компонента образовательного процесса на примерах из истории Великой Отечественной войны затруднена в силу нехватки учебного времени.

Две других проблемы, вытекающие из первой и взаимосвязанные между собой, – это проблема эмоционального восприятия школьниками истории войны и проблема межпредметных связей, в первую очередь курсов истории и литературы. Последний отводит немало времени изучению произведений о войне, однако хронологически это порой трудно совместить с соответствующими разделами курса по истории.

В этой ситуации, учитывая ограниченность учебного времени, учителю истории рекомендуется использовать на уроках соответствующие отрывки литературных произведений, ярко и образно характеризующих настроения общества или даже суть изучаемых событий. Примеры такой организации учебного материала представлены в учебнике по истории России 1914 – начала XXI в. В.А. Никонова и С.В. Девятова.

Так, в качестве своеобразного эпиграфа к уроку о битве за Москву (1941 г.) могут быть предложены слова поэта Наума Каржавина:

Казалось, что лавина злая

Сметёт Москву и мир затем,

И заграница, замирая,

Молилась на Московский Кремль.

Из этого четверостишия может быть сформулирована главная учебная задача урока: «Почему итоги Московской битвы имели значение не только для исхода войны на советско-германском фронте, но и для всей Второй мировой войны?». Отвечая на этот вопрос в ходе работы на уроке, обучающиеся вспоминают, что вермахт не знал поражений до битвы за Москву. Последовательно рассматривая этапы битвы, они осознают, какие усилия, моральные и физические, были приложены советскими солдатами и офицерами, чтобы не только остановить врага у стен столицы, но и обратить его в бегство. Впервые с момента начала войны немецко-фашистские войска были разгромлены и это показало всему миру, что исход сражений против захватчиков не только для Красной армии, но и для других стран может быть иным, нежели ранее. В связи с этим моральное значение победы под Москвой было не меньшим, чем военное.

Реализация подобного подхода позволит обострить эмоциональные переживания обучающихся, не сводя их лишь к усвоению фактической канвы событий, будет способствовать у них выработке эмпатии в отношении страданий и подвигов советского народа.

Последнее также может развиваться и усиливаться через обращение к образам сверстников современных обучающихся, которые внесли свой активный вклад в победу над фашизмом, участвуя в боевых действиях или самоотверженно трудясь в тылу. В вышеуказанном учебнике, конечно же, есть подобные примеры, однако аспект этот, несомненно, можно расширить за счёт привлечения дополнительной литературы и иных ресурсов. Для советских школьников с этой целью готовились целые серии книг-брошюр о пионерах-героях, бывшие весьма популярными. Современным учащимся можно рекомендовать для прочтения такие произведения, как «Улица младшего сына» (Л.А. Кассиль, М.Л. Поляновский), «Партизанка Лара» (Н. Надеждина), «Повесть о Зое и Шуре» (Л.Т. Космодемьянская), «Молодая гвардия» (А.А. Фадеев), «Это было под Ровно» (Д.Н. Медеведев), «Сын полка» (В.П. Катаев), многие из которых переиздаются и сейчас.

Их содержание может стать предметом реферата одного из обучающихся или дискуссии на уроке или в ходе классного часа. Для подготовки к ним в качестве дополнительного материала может быть использован раздел «Дети войны» из мультимедийного диска «Священная война». Для младших школьников с той же целью можно рекомендовать книгу «Всё для Победы».

Надеемся, что данные рекомендации помогут учителям в изучении не только событий истории Великой Отечественной войны, но и воспитания эмпатии и уважения к подвигу советских солдат и тружеников тыла в условиях ограниченности учебного времени.
Русское слово
Издательство
+7 (495) 969-24-54
rs@russlo.ru
Русское слово