Первый российский водородный самолет представят на МАКС-2019

26 Августа 2019
Экологичный пилотируемый самолет на водородной тяге можно будет увидеть на авиасалоне МАКС-2019. Вращение его винтов происходит благодаря электроэнергии, получаемой из электрохимической реакции кислорода и водорода. В результате в атмосферу выделяется только водяной пар, без углекислого газа. Так как горения топлива не происходит, тонет ни сажи, ни шума, создаваемого обычно тепловыми двигателями — турбореактивными или поршневыми.
На первом этапе электродвигатель и водородный топливный элемент, составляющие основу силовой установки самолета, установлены в корпусе двухместного серийного самолета российского производства «Сигма-4». Затем для самолета разработают собственный фюзеляж с учетом возможностей, которые предоставляет электрический двигатель. Размах крыльев самолета составляет 9,8 м при длине в 6,2 м, взлетная масса — 600 кг, мощность — 75 кВт, дальность полета — до 300 км.
Разработка будет полезна в сельском хозяйстве, в санитарной авиации, а также в качестве аэротакси. Созданные для авиации водородные топливные элементы или их модификации применимы для любых других видов транспорта: от кораблей и вездеходов до массовых автомобилей и зарядных устройств для бытовой техники, включая гаджеты.
Топливный элемент разработан в Институте проблем химической физики РАН в Черноголовке совместно с группой компаний «ИнЭнерджи». С его помощью в реакции окисления водорода вырабатывается электричество при относительно невысоких температурах (не более 100 градусов Цельсия). Общие работы по проектированию силовой установки выполнили в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И.Баранова (ЦИАМ), силовую электронику, электродвигатель и аккумулятор для форсирования мощности на взлетных режимах подготовила компания «Миландр СМ».
Все компании, задействованные в разработке и подготовке самолета входят в состав Консорциума при Центре компетенций НТИ по технологиям новых и мобильных источников энергии при ИПХФ РАН, возглавляемого Юрием Анатольевичем Добровольским.
Использование электродвигателя и топливного элемента дает возможность применения новых аэродинамических схем, поэтому в будущем самолет изменит свой облик. Ознакомиться с устройством топливного элемента и с самим самолетом можно будет с 27 августа по 1 сентября на авиасалоне МАКС 2019 в Жуковском.
Алексей Паевский
Центр компетенций НТИ по технологиям новых и мобильных источников энергии при ИПХФ РАН
89165533440
pr@npenergy.ru
Сайт