Что делать, если банк внес вас в черный список и потерял лицензию? АБФ Груп подскажет.

1 Марта 2019
С 2017 года в России работает так называемый межбанковский стоп-лист. В него вносятся все предприниматели, физические и юридические лица, которым отказали в обслуживании на основании 115-ФЗ.

Как это работает?
Данные о заблокированном счете или операции передаются в Росфинмониторинг, а далее рассылаются по всем банкам. Формально «черный список» нужен, чтобы банки просто имели в виду, что такой клиент подозрительный.

Но что на самом деле?
Банки опираются на эту операцию, как ключевую, и вообще перестают обслуживать предпринимателя. Стоит попасть в «черный список» конкретного банка, как все остальные тут же узнают об этом и не идут на взаимодействие. В результате бизнес оказывается парализованным, сделки срываются, контрагенты отказываются сотрудничать.
В конце 2017 года был разработан механизм выхода из стоп-листа, если предприниматель докажет чистоту своего бизнеса и продемонстрирует, что конкретная операция носит легальный характер. В этом случае банк исключает своего клиента из «черного списка», так же, как и Росфинмониторинг и все остальные финансовые учреждения. После можно работать спокойно.

Что не так?
Из «черного списка» исключить клиента может только тот банк, который его туда внес. Никаких исключений. Даже по суду.

А если у банка отозвали лицензию?
Вот тут наступает самое интересное. С точки зрения законодательства после отзыва лицензии банк уже не может никуда направлять никакую информацию: его полномочия как кредитно-финансового учреждения прекратились. Он не может принимать вклады и выдавать кредиты, передавать информацию о кредитной истории и корректировать какие-то данные. Естественно, он не может отозвать и «черную метку».

Что делать?
Начальник отдела Росфинмониторинга Ольга Шоломицкая признает наличие данного пробела в законодательстве и призывает обращаться по вопросу исключения из «черного списка» ко временной администрации и к конкурсному управляющему. В ближайшее время в закон будут внесены поправки, обязывающие временную администрацию рассматривать подобные обращения. В данный момент же исключение клиента из стоп-листов остается на усмотрение управляющего.
Иными словами, если он решит, что жалоба обоснована, и сделка не носит никакого криминального характера – то даст сообщение об исключении из списков в Росфинмониторинг. Если же доказательства бизнесмена его удовлетворят или просто не хватит времени на разбирательство – «черная метка» так и останется.

Какие еще есть варианты?
В связи с отсутствием достаточной судебной практики и отсутствием однозначной позиции в законе АБФ Груп в случае возникновения проблемной ситуации советует прибегнуть к таким шагам:
•    обязательно обратиться во временную администрацию с просьбой исключить заявителя из «черного списка» и приложить список документов, подтверждающих легальность заблокированной сделки;
•    направить аналогичное письмо в АСВ, т.к. именно оно является организацией, непосредственно контролирующей деятельность конкурсных управляющих;
•    в случае бездействия управляющего и АСВ написать обращение в Центробанк, где разъяснить сложившую ситуацию и попросить принять меры.
Как правило, последней инстанции хватает, чтобы в Росфинмониторинг была направлена информация, исключающая предпринимателя из «черного списка».
В самом крайнем случае можно обратиться в суд – но тут нет никаких гарантий, поскольку в законе не урегулирован вопрос, какие основания являются обязательными для исключения истца из стоп-листов. Кроме того, если предприниматель был внесен в «черный список» на основании отказа предоставить документы, подтверждающие законный характер сделки, то суд однозначно встанет на сторону банка.
Если решение суда оставить клиента в стоп-листе будет иметь законную силу, то удалить соответствующую запись из списка Росфинмониторинга окажется невозможным.

Что предлагает ABF Group?
Если вам так не повезло, что вы попали в межбанковский стоп-лист, а банк, внесший вас туда, лишился лицензии, АБФ Груп готова помочь:
•    подобрать документы, доказывающие легальность сделки (если она действительно законна);
•    составить заявление во временную администрацию банка и в АСВ, который почти всегда выступает в роли конкурсного управляющего;
•    направить жалобу в Центробанк, если от банка не удалось добиться внятного ответа;
•    составить иск в суд и представлять интересы клиента на заседании;
•    открыть на время разбирательств расчетный счет в другом банке.
Последнее возможно, так как в соответствии с комментарием Центробанка внесение клиента в «черный список» не является основанием для отказа в открытии р/с в любом другом банке. Это должно являться лишь одним из стоп-факторов, но никак не основным поводом в отказе от обслуживания.
Если все ваши остальные сделки законны, а бизнес – полностью прозрачен, то специалисты АФБ Груп смогут продемонстрировать банку, что попадание в стоп-лист – не более чем случайность или непреднамеренная ошибка.
Обратившись в компанию ABF Group, вы получите надежного защитника ваших интересов и помощника в решении непростых ситуаций.
Светлана
PR-агентство Sunrise