Итоги пандемии. Что изменилось на рынке МФО?

22 Июня 2020
Режим самоизоляции, связанный с пандемией, официально закончился, и страна начала активно выходить из затяжного карантина. За два с половиной месяца стало очевидным, что ситуация в экономике изменилась, причем глобально: разорвались производственные цепочки, сократились доходы населения, выросла безработица, поменялись приоритеты спроса и др. Аналитики микрофинансовой организации Creditter  подвели свой итог пандемии: что изменилось на рынке МФО, и останется ли он прежним?

Новые тренды рынка МФО по итогам пандемии:

1.    Переход из офлайна в онлайн
Пандемия перевела многие бизнесы в онлайн. Безусловно, это коснулось и рынка микрокредитования. Офлайн-точки продаж были закрыты, и онлайн-МФО зафиксировал переток клиентов. Так, по данным Creditter, в период с 28 марта по 1 июня 2020 года количество заявок на микрокредит выросло на 20% (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года).

Вынужденный переход к дистанционной работе заставил большое количество людей приобщиться к онлайн-формату. По мнению аналитиков компании Creditter, часть новых клиентов так и останется в цифровом поле, а часть - вернется обратно в офлайн. Это клиенты, которым был важен именно личный контакт, непосредственный визит в МФО (в основном, это люди среднего и пожилого возраста).

2.    Заемщики стали грамотнее и осторожнее
Очередной кризис выявил весьма позитивный тренд – заемщики стали аккуратнее, решение об оформлении займов стали обдуманнее, также осторожно люди стали подходить к сумме кредита, о чем говорит статистика компании. Так, средняя сумма займа, за которой обратились клиенты компании в период с 28 марта по 1 июня 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, снизилась на 11% (с 13 000 рублей до 11 500 рублей).

3.    Миф о «золотом веке» МФО
Такое мнение в период пандемии неоднократно высказывалось участниками рынка. Действительно, спрос на онлайн-займы в течение апреля-мая значительно вырос, так как все офлайн-точки были вынуждены закрыться. Однако добросовестные онлайн-МФО, долго и стабильно работающие на рынке, не пребывали в эйфории, а, наоборот, были вынуждены пересматривать свои риск-модели, более тщательно подходить к одобрению микрокредитов. Такой консервативный подход был стратегически важен для того, чтобы не допустить волны роста просрочки.


4.    Осторожно, мошенники!
В условия пандемии на рынке активизировались мошенники, которые молниеносно реагировали на нововведения, оперативно предлагая новые схемы обмана населения.  Из примеров можно выделить работу так называемых фирм «раздолжителей» (или антиколлекторов). Это компании, которые предлагали гражданам за определенную плату решить проблемы с долгами по займам. Механизм их работы: компании обещают заемщикам полное списание долгов, ссылаясь на пандемию и режим «нерабочих» дней, который якобы позволяет рассчитывать на списание долгов. Посредники обещают решить все организационные и юридические вопросы, берут на себя все вопросы по урегулированию задолженности с микрофинансовой организацией. Однако согласно постановлению Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года период «нерабочих дней» не был признан автоматически льготным, и он не освобождал заемщиков от положенных платежей. Итог такого сотрудничества: долг за клиента никто не выплачивает, так как на это нет оснований, а мошенники исчезают вместе с заранее оплаченным вознаграждением.

Комментирует Фарида Валуева, исполнительный директор компании Creditter: «Значимость, остроту и глубину кризиса 2020 года нам лишь предстоит оценить. Все мы только начали подводить его первые итоги, осознавать масштаб последствий. Однако уже сейчас, когда пик пройден, и жизнь постепенно налаживается, мы понимаем, что главный и самый позитивный тренд этого непростого периода был связан с нашими клиентами. Именно они порадовали нас своей сознательностью, пониманием, что неразумно занимать деньги, не взвесив все за и против, умением оценить последствия. Это значит, что финансовая грамотность населения растет, и даже в условиях кризиса, неопределенности и стресса, люди не потеряли голову и постарались грамотно распорядиться своим бюджетом. В противном случае это могло бы привести к долгам, которые нарастают как снежный ком, и неминуемому попаданию в финансовую яму».
Марина Скубицкая
PR-stil
skubitskaya@pr-stil.ru