Коллегия ЦТУ: эффективность валютного контроля заключается в борьбе с фирмами-однодневками

5 Июня 2018
1 июня 2018 года под председательством начальника Центрального таможенного управления Сергея Прусова состоялось заседание коллегии. В его работе приняли участие: начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнёв, начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Сергей Шкляев, помощник заместителя полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Георгий Бурцев; представители территориальных органов прокуратуры, ФНС России, Росфинмониторинга, Управления на транспорте МВД России, а также должностные лица Аппарата и таможенных органов Управления. В ходе заседания обсуждались актуальные вопросы реализации функций органов валютного контроля таможенными органами Центрального таможенного управления.

Открывая заседание коллегии, начальник Центрального таможенного управления Сергей Прусов отметил: «Вопрос валютного контроля является важным не только для нашего Управления, но и для всей Федеральной таможенной службы. Нелегальный вывод капитала наносит ощутимый ущерб экономике России. При этом нельзя исключать возможность использования денежных средств, выведенных преступным путем, для финансирования терроризма и экстремисткой деятельности. Негативные последствия от деятельности номинальных юридических лиц – «фирм-однодневок» выражаются в потенциальной невозможности взыскания штрафов, проведения в отношении таких организаций контрольных мероприятий».

Указом Президента Российской «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» с апреля 2016 года упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. В соответствии с этим Указом функции органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.

В компетенцию таможенных органов входит не только проведение проверочных мероприятий по нарушениям валютного законодательства, но и организация ведения административного производства по делам об административных правонарушениях (дела об АП), возбужденным по статье 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в том числе рассмотрение дел данной категории. С апреля 2016 года по настоящее время таможенными органами Управления вынесено 3 212 постановлений о назначении административного наказания на сумму 10,05 млрд рублей, из них взыскано штрафов на сумму 39,0 млн рублей. Низкая взыскиваемость штрафов связана с тем, что основная доля нарушений валютного законодательства приходится на номинальные юридические лица, так называемые «фирмы-однодневки», взыскать с них штраф не представляется возможным.



Одним из важных направлений деятельности таможенных органов является обеспечение мер по противодействию незаконным валютным операциям, связанным с неисполнением обязанностей по репатриации денежных средств, их переводу с использованием подложных документов, ответственность за которые предусмотрена статьями 193 и 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

Так, подразделениями валютного контроля таможен Управления в 2017 году выявлено 289 случаев нарушений с признаками уголовных преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 193 и 193.1 УК РФ. Сумма невозвращенной из-за границы иностранной валюты в эквиваленте составила 60,8 млрд. рублей. Из всех выявленных нарушений с признаками уголовных преступлений по статьям 193, 193.1 УК РФ правоохранительными подразделениями таможен возбуждено 14 уголовных дел на общую сумму более 5 млрд рублей (за аналогичный период 2016 года – 22 уголовных дела на сумму 12,03 млрд рублей). За 4 месяца 2018 года выявлено 192 случая нарушений на сумму 57,9 млрд рублей и возбуждено 4 уголовных дела на сумму 133,4 млн рублей.

Для предотвращения нарушений валютного законодательства Российской Федерации Управлением и таможнями региона проводится аналитическая работа, включающая в себя: всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности; выявление внешнеторговых контрактов, по которым проведены авансовые платежи, а ввоз товаров отсутствует и выявление нарушений, с признаками уголовных преступлений.

С целью предотвращения незаконных валютных операций и противодействия фирмам-однодневкам таможенные органы осуществляют тесное взаимодействие с территориальными налоговыми, правоохранительными органами и с территориальными управлениями Росфинмониторинга по данному направлению, где координирующая роль в данном вопросе отнесена Аппарату полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Также для выявления схем незаконного вывода недобросовестными участниками ВЭД капитала за рубеж под видом внешнеэкономической деятельности по мнимым сделкам, Управлением осуществляется анализ информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства Российской Федерации, в том числе анализ внешнеторговых контрактов, условиями которых является перевод денежных средств иностранному контрагенту, а ввоз товаров осуществляется с территории государств – членов Евразийского экономического союза, а также внешнеторговых контрактов, заключенных российскими организациями с контрагентами, зарегистрированными в государствах – членах Евразийского экономического союза.

Подводя итоги Коллегии, Сергей Шкляев поблагодарил начальника ЦТУ С. Прусова за остроту поднятого вопроса. Он отметил, что на Российской Федерации лежат международные обязательства по противодействию «отмыванию» доходов, полученных незаконным путем. В связи с этим таможенные органы, а также иные ведомства должны обеспечить полный спектр действий, направленных на противодействие незаконной деятельности в данной сфере.