Губернатор Владимирской области Владимир СИПЯГИН: «Наша задача – добиться реальных позитивных изменений в жизни граждан»
23 Апреля 2019
В предыдущей публикации мы начали разговор с Губернатором Владимиром СИПЯГИНЫМ о том, как руководством Владимирской области ведется работа по развитию социальной сферы региона. Работа эта большая, активная и разновекторная, охватывает большое количество направлений. Сегодня мы продолжаем эту тему.
— Владимир Владимирович, мы говорили с Вами о том, какие социально ориентированные НКО, какие социальные проекты поддерживаются и развиваются в регионе. Давайте продолжим знакомиться с социальными проектами, реализуемыми в руководимой вами области, уже показавших результаты.
— Давайте. Вот еще несколько примеров.
Создание Центра поддержки одарённых детей «Платформа-33»
В январе 2018 г. на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой» с учётом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» г. Сочи создан Центр поддержки одарённых детей «Платформа-33» (далее – Центр). Целью деятельности Центра является выявление, развитие и поддержка одаренных и высокомотивированных детей региона на основе интеграции психолого-педагогических и материально-технических ресурсов и создание для них системы мотивации и дальнейшего сопровождения. Центр реализует программы интеллектуальной направленности, которые нацелены на углубленное изучение профильных предметов, создание научных проектов, а также подготовку к финальным этапам всероссийских и олимпиад и конкурсов.
Деятельность Центра поддержки одаренных детей «Платформа-33» заключается в предоставлении дополнительных возможностей для одаренных и высокомотивированных к обучению детей, желающих добиться максимальных личностных результатов.
Эффективность работы Центра достигается за счет привлечения к сотрудничеству профессионалов высокого уровня: профессорско-преподавательского состава вузов региона, педагогов высшей квалификационной категории, психологов, педагогов-организаторов. Созданы лаборатории и учебные кабинеты, укомплектованные современным оборудованием для занятий по биологии, химии, физике, математике. Большое внимание уделяется гуманитарному направлению.
Центр реализует дополнительные общеразвивающие программы для школьников области по следующим направлениям:
— «Интеллектуальная школа олимпийского резерва» (ИШОР) для учащихся 8-11 классов региона-33 для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников;
— «Академия +». Это интенсивные программы по предметам естественно научной и гуманитарной направленности для учащихся 7-11 классов, призванные углублять теоретический и практический уровни владения предметом. В тематическом «портфеле»: «Практическая физика», «Практическая биология», «Практическая химия», «Биология в задачах НТР», «Избранные вопросы геометрии», «Химия в задачах НТР», «Начальная астрономия», «Актуальные вопросы обществознания», «Основы литературного творчества».
— областные профильные школы: членов школьных научных обществ, лидеров детских общественных объединений, юных корреспондентов школьных газет и журналов, юных музееведов и школа любителей художественного слова.
Деятельность детского технопарка «Кванториум-33»
С 2016/2017 учебного года на базе ГАОУ ДПО ВО ВИРО действует детский технопарк «Кванториум-33». Основной целью мероприятий по его функционированию является создание условий для развития в регионе сферы дополнительного образования детей естественнонаучной и технической направленности и подготовки инженерно-технологических кадров.
В детском технопарке реализуется несколько направлений: промробоквантум (промышленная и образовательная робототехника), аэроквантум (беспилотные летательные аппараты), квантум дополненной и виртуальной реальности, биоквантум (микробиология и генная инженерия), промдизайнквантум (технологии промышленного и арт дизайна), в пилотном режиме — медиаквантум (мультимедийная журналистика).
Возраст обучающихся «Кванториума» – от 7 до 22 лет. Ежегодно 1100 кванторианцев проходит вводный модуль. Те, кто ярко проявил себя на публичных защитах или в профильных соревнованиях, остаются на дальнейшее углубленное обучение (это примерно 200-220 постоянных резидентов). На защиту проектов приглашаются эксперты: преподаватели вузов, ученые, инженеры, представители реального сектора экономики, журналисты.
Обучение и все мероприятия в технопарке бесплатны; за счет родительских средств реализуются только летние образовательные школы.
В течение года проводится 3 набора: в январе, апреле, сентябре. Чтобы попасть в технопарк на обучение, необходимо оставить заявку на сайте технопарка. Кандидаты попадают в базу данных, и им за неделю до очередного набора на электронную почту приходит расписание занятий для выбора группы. Зачисление происходит в порядке очередности подачи заявлений. На первоочередное зачисление могут рассчитывать победители и призеры муниципального этапа Всероссийских олимпиад школьников (по физике, математике, информатике, биологии), а также дети, приславшие проект (чертежи) своей разработки, в случае, если эта разработка получила одобрение членов комиссии из числа педагогов технопарка и преподавателей Владимирского государственного университета.
Чтобы помочь детям и родителям определиться с выбором направления обучения, с 2019 года для всех желающих организуется предварительное профессиональное тестирование на определение интересов и склонностей ребенка.
Наставники «Кванториума» — преподаватели, кандидаты наук, аспиранты, магистранты ВлГУ, сотрудники ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных», практикующие дизайнеры и журналисты (в том числе работающие по совместительству). Это в основном молодые увлеченные специалисты, которые легко находят общий язык с детьми и подростками. Свыше 20 педагогов дополнительного образования, 6 методистов и педагогов-организаторов, 8 лаборантов, инженеров и специалистов под руководством Пономарева Валентина Геннадьевича создают условия для развития детско-юношеского инженерно-технического творчества и практико-ориентированных научных исследований в регионе.
Проекты школьников и студентов, обучающихся в детском технопарке «Кванториум-33», помогают спасать людей, решать взрослым важные социальные проблемы, повышать качество жизни. На российских и международных конкурсах ребята со своими разработками не раз занимали пьедесталы почета.
В ноябре 2018 года Рустам Юнусов и Илья Нестеров стали финалистами молодежных робототехнических соревнований «Кубок РТК» (наставник – Коршунов Андрей Иванович). Они победили со своим самоходным устройством, разработанным специально для прохождения препятствий (гравий, песок, подвесные мосты, «болото») за ограниченное время. Это устройство также умеет нажимать на кнопку и осуществлять захват рядом стоящего предмета.
На международный конкурс детских инженерных команд «Кванториада-2018» в Санкт-Петербурге Диана Юнусова, Мария Балашова, Алина Беркалова, Михаил Сентюрев, Андрей Курносов разработали прототип электронного поводыря (наставники – Лычагина Александра Вадимовна и Монахов Юрий Михайлович). Поводырь сообщает человеку, лишенному зрения, или с частичной потерей зрения, о том, что за предметы перед ним, какого они цвета, как эти предметы лучше обойти.
10-летний Герман Юдин на публичных защитах в декабре 2018 года представил и защитил проект о том, как в полевых условиях определить, ядовитый гриб или нет (наставник – Фадеева Анастасия Евгеньевна). Бумага и простые химикаты – вот тот тестоопределитель, который может спасти жизнь любителю «тихой охоты».
В декабре 2018 года Марианна Киселева и Иван Матвеев вышли в финал VI международного конкурса научно-практических и исследовательских работ «Лестница наук» (наставник – Федосеева Дарья Николаевна). Разработка ребят – микробно-топливный элемент, способный перерабатывать пищевые отходы. Продукты переработки такого элемента – электрический ток и чистая вода без примесей и вредных веществ. В случае внедрения, в том числе массового, таких устройств они способны перерабатывать до 40% мусора естественным образом, без причинения вреда окружающей среде.
В марте 2019 года 12 обучающихся технопарка стали победителями Всероссийского конкурса на обучение по тематической образовательной программе «Школа исследователей и изобретателей «ЮниКвант» и награждены бесплатными путевками в ВДЦ «Орленок».
20 — 22 марта 2019 года владимирские кванторианцы принимали участие во Всероссийском технологическом фестивале «PROFEST-2019» и финальных соревнований «ЮниорПрофи» (JuniorSkills) которые проходили в Москве в павильоне ВДНХ № 75. Домой участники привезли одну золотую и две серебряных медали.
Первое место в номинации «Инженерная книга» (направление «AutoNet 18+») заняла студенческая команда под руководством Пономарева Валентина Геннадьевича. Второе место в групповой номинации направления «Андроидные роботы» — у Кузюткиной Анастасии и Кудряшовой Дарьи (наставник – Зайцев Юрий Павлович). Наставник Лычагина Александра Вадимовна подготовила лауреатов (2 место) финальных соревнований «ЮниорПрофи» по компетенции «Промышленный дизайн» — это Юнусова Диана и Балашова Мария.
Задача технопарка – помочь ребенку стать успешным, пробудить не внешний интерес, а стремление к самореализации. Кроме основного направления, которое изучает кванторианец, в технопарке для него есть занятия по техническому и разговорному английскому, «проектная» математика с теорией вероятности и математической статистикой, в 2018 г. открыта шахматная гостиная, обучающиеся имеют возможность заниматься шахматами для развития стратегического мышления.
В технопарке развитие детей происходит не только в узком научном направлении, но и в общекультурном плане. Детей приучают жить в атмосфере творчества. В «Кванториуме» проводятся недели театра, музыки, кино, музеев, искусства с привлечением творческих коллективов Владимирской филармонии, драматического и кукольного театров, областного колледжа культуры, Владимиро-Суздальского музея-заповедника и других партнеров. В начале июня планируется презентация проекта создания механизированных кукольных инсталляций для помещений НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ имени Н.Н. Блохина Российской академии медицинских наук (Кунышева Виктория, наставники — Зайцев Юрий Павлович и Платонова Наталья Михайловна), консультантами в котором выступают сотрудники Владимирского театра кукол.
Создание цифровой образовательной среды
Системная работа по созданию во Владимирской области современной и безопасной цифровой образовательной среды, направленной на повышение доступности и качества образования всех видов и уровней ведется постоянно и планомерно, в том числе в рамках ряда мероприятий государственных программ Владимирской области «Развитие образования», «Информационное общество (2014 — 2020 годы)».
В области развернут комплекс информационных систем по всем уровням образования, включая информационный портал системы образования Владимирской области. Преимущества разработанного информационного решения — информационного портала системы образования Владимирской области были отмечены на Всероссийском конкурсе проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT.2016» (Информационный портал системы образования Владимирской области вошел в число победителей конкурса, заняв третье место в номинации «IT в образовании»).
Полный охват образовательного процесса от детского сада до профессионального образования, учет контингента обучающихся, реализованные на базе информационного портала системы образования способствуют информационной открытости, доступности населению информации об образовательных организациях и оказываемых ими образовательных услугах, вовлечению родителей в образовательный процесс через оперативное информирование о текущей успеваемости, предоставление инструментов для удаленного взаимодействия с образовательной организацией по вопросам образования их детей, обеспечивает возможность подачи в электронном виде заявлений на зачисление детей в образовательные организации, повышает прозрачность процедур приема, способствует сокращению количества документов и информации, подлежащих представлению заявителями для получения государственных или муниципальных услуг в сфере образования. В целях создания необходимых условий для доступа к качественному образованию всех категорий обучающихся в образовательных организациях Владимирской области, независимо от места проживания и состояния здоровья, развернут модуль электронного и дистанционного обучения, который в настоящее время проходит тестовую апробацию в образовательных организациях области, ведется разработка дистанционных модулей и курсов ведущими специалистами в области дистанционного обучения как регионального, так и федерального уровня.
Большое внимание уделяется безопасности информационных систем системы образования в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы в сфере защиты информации. В регионе создан Региональный центр обработки данных системы образования (РЦОД), функционирующий на базе ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования им Л.И. Новиковой», реализованы необходимые мероприятия по созданию системы защиты информации и аттестации центра. В настоящее время все информационные системы образования размещены в РЦОД на аттестованных мощностях. Для обеспечения безопасного обмена данными между пользователями и информационными системами развернута защищенная сеть системы образования.
Обновление системы профессионального образования
Наиболее важными для развития региона являются следующие направления:
— переход на реализацию ФГОС 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50) в целях обеспечения экономики региона квалифицированными кадрами;
— создание современной инфраструктуры, обеспечивающей подготовку кадров в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями, в том числе создание Центра опережающей профессиональной подготовки и не менее 50 мастерских, оснащенных современным оборудованием;
— ежегодное проведение Открытого межрегионального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills;
— создание условий для получения образования различными категориями граждан.
В настоящее время система профессионального образования достигла следующих результатов.
В системе профессионального образования области работают: 37 многоуровневых, многопрофильных учреждений, в т.ч. 25 колледжей подведомственных департаменту образования, 4 – департаменту здравоохранения, 2 – департаменту культуры, 1 – департаменту сельского хозяйства и продовольствия, 1 – департаменту лесного хозяйства, 2 – негосударственных учреждения, 1 – учреждение УФСИН, 1 – частное учреждение; 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций, 8 стажировочных площадок, 2 площадки технопарка «Кванториум», 30 специализированных центров компетенций, в т.ч. 5 аккредитованных по стандартам WorldSkills Россия, 7 площадок демонстрационного экзамена, Ресурсный учебно-методический центр инклюзивного образования, Региональный центр профориентации молодежи.
В 21 колледже (57% от общего числа ПОО) ведется подготовка по 18 программам в соответствии с ФГОС ТОП-50.
Общий контингент обучающихся в системе среднего профессионального образования составляет более 27 тыс. человек. Ежегодно около 10 тыс. взрослого населения области проходят профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации. В колледжах области реализуется 95 программ подготовки специалистов среднего звена, 52 программы подготовки квалифицированных рабочих, 156 образовательных программ профессионального обучения и программ дополнительного профессионального образования. Ежегодный выпуск составляет более 6 тыс. человек.
Во исполнение п.3 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в соответствии с Планом мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 года № 2620, и в соответствии с «дорожной картой» на базе восьми образовательных организаций созданы и функционируют Многофункциональные центры прикладных квалификаций (далее — МЦПК):
— ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж» — МЦПК для строительной отрасли;
— ГБПОУ ВО «Владимирский авиамеханический колледж» — МЦПК для транспортной отрасли;
— ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж» — МЦПК для транспортной отрасли;
— ГБПОУ ВО «Владимирский политехнический колледж» — для производства машин и оборудования;
— ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж» — для сельского и лесного хозяйства;
— ГБПОУ ВО «Владимирский индустриальный колледж» — для металлургического производства и производств готовых металлических изделий;
— ГБПОУ ВО «Александровский промышленно-гуманитарный колледж» — для отрасли машиностроения;
— ГБПОУ ВО «Муромский промышленно-гуманитарный колледж» — для сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Осуществляется поддержка колледжей, реализующих приоритетные направления, например, в 2018 году Владимирский индустриальный колледж получил из областного бюджета на развитие материально-технической базы 24,8 млн. руб., Владимирский педагогический колледж – 1,0 млн. руб.
Оснащение колледжей современным высокотехнологичным оборудованием осуществляется по международным требованиям стандартов Ворлдскиллс в соответствии с инфраструктурными листами.
При подготовке к проведению регионального чемпионата Владимирской области по стандартам Ворлдскиллс Россия развивается и укрепляется материально-техническая база колледжей. На организацию площадок чемпионата было выделено в 2018 году 11,0 млн. руб. (в 2017 – 4,4 млн. руб., в 2019 – 23,5 млн. руб.).
В рамках IV открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) Владимирской области прошел региональный чемпионат WorldSkills Junior для талантливых школьников и региональный чемпионат «50+ Навыки мудрых».
В рамках проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» в 2018 году два колледжа получили гранты из федерального бюджета на выполнение мероприятий по «Обновлению и модернизации материально-технической базы профессиональной образовательной организации» – Владимирский технологический колледж в размере 1,99 млн. руб. из федерального бюджета и 4,0 млн. руб. – из бюджета области, и Владимирский индустриальный колледж – 26,3 млн. руб. из федерального бюджета, 2,7 млн. руб. – из областного)
Это позволило создать 111 новых ученических/рабочих мест, в том числе:
— по направлению «Искусство, дизайн и сфера услуг» – 36,
— по направлению «Промышленные и инженерные технологии (специализация «Автоматика, радиотехника и электроника»)» – 75.
Создана Региональная площадка сетевого взаимодействия по направлению «Промышленные и инженерные технологии (специализация «Машиностроение, управление сложными техническими системами и обработка материалов)» на базе Ковровского промышленно-гуманитарного колледжа, который является лидером в подготовке кадров для ведущих предприятий машиностроения области и города Ковров (федеральное финансирование в размере 33,2 млн. руб., областное – 4 млн. руб., внебюджетные средства в размере 18 млн. руб.).
Развитие данного направления происходит с применением передовых технологий, обновлением станочного парка и невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров. Площадка оснащена современным высокотехнологичным оборудованием. Создан сварочный полигон, токарный/фрезерный полигон, лаборатории: мехатроники и прототипирования.
На реализацию инновационных проектов развития в системе СПО ежегодно на конкурсной основе три колледжа получают грант Губернатора области по 1 млн. руб.; в 2018 году грантополучателями стали: Владимирский технологический колледж, Суздальский промышленно-гуманитарный колледж, Муромский промышленно-гуманитарный колледж.
Развитие независимой системы оценки качества образования является одним из приоритетных направлений модернизации профессионального образования Владимирской области. С 2017 года в регионе апробируется новая форма независимой оценки качества профессионального образования – демонстрационный экзамен.
Для профессиональных образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определить точки роста и дальнейшего развития.
В 2018 году для участия в пилотной апробации демонстрационного экзамена было заявлено 9 компетенций (в 2017 — 6, 2019 — 13) и 9 профессиональных образовательных организаций (в 2017- 6, 2019 — 16). Участниками демонстрационного экзамена в 2018 году стали 145 студентов учреждений профессионального образования Владимирской области (на 48 человек больше чем в 2017 г.). Подготовлено 7 центров проведения демонстрационного экзамена (2017 — 5, 2019 — 12), которые успешно прошли аккредитацию Союза Ворлдскиллс. Для проведения демонстрационного экзамена создается учебно-материальная база, соответствующая международным требованиям и стандартам Союза Ворлдскиллс.
На базе ГБПОУ ВО «Александровский промышленно-гуманитарный колледж» и ГБПОУ ВО «Гусевский стекольный колледж» созданы и функционируют площадки детского технопарка «Кванториум», что обеспечивает доступность дополнительных программ естественнонаучной и технической направленности для обучающихся области. На создание площадок в 2018 году направлено 27 млн. руб.
В целях обеспечения получения профессионального образования различными категориями граждан на территории Владимирской области созданы 2 базовые профессиональные образовательные организации (далее – БПОО), обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования, способствующего реабилитации и абилитации инвалидов, в соответствии с современными требованиями: на базе ГБПОУ ВО «Владимирский экономико-технологический колледж» и ГАПОУ ВО «Вязниковский технико-экономический колледж». На создание БПОО было привлечено — 25045,20 тыс. руб. (из них средства федерального бюджета – 19229,10 тыс. руб., и средства областного бюджета – 5816,10 тыс. руб.).
Обеспечение доступности дошкольного образования
Одним из приоритетных направлений в социальной политике области является проведение мероприятий, позволяющих обеспечить 100% потребность населения региона в местах в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, в том числе за счет расширения негосударственного сектора.
В период с 2013 по 2017 год построены 13, реконструированы 15 и капитально отремонтированы 145 детских садов. Создано 9,5 тысяч мест.
В настоящее время в области дошкольное образование обеспечивают 442 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, 4 частных дошкольных образовательных учреждения и 47 общеобразовательных школ, в структуре которых работают дошкольные группы.
В г.Владимире в 2018 г. открыто частное дошкольное образовательное учреждение «АРТ ФАМИЛИЯ» (38 мест).
Созданная сеть образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, позволяет сохранить полную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет и обеспечить в 19 из 21 муниципального образования области всех желающих детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет дошкольным образованием.
Проблема устройства детей в ДОУ в возрасте от 2 месяцев до 3 лет полностью не решена в г. Владимире и Суздальском районе.
В целом по области уровень обеспеченности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 97,9% (РФ – 79,8%).
В настоящее время потребность в предоставлении мест для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет (актуальный спрос) составляет 236 человек. Самая высокая потребность в устройстве детей в детский сад отмечается в г.Владимире (216 человек).
В рамках Федерального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального в 2019-2021 годах планируется проведение мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, с целью обеспечения 100%-ного охвата всех желающих дошкольным образованием.
В 2019 году планируется реализация мероприятий по созданию мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в Суздальском районе путем строительства 2 дошкольных учреждений (ясли-сад) на 216 мест, в том числе 108 места для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в городе Владимире планируется:
— строительство в 2019 году четырех дошкольных учреждений по 50 мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (общей мощностью 200 мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет);
— строительство в 2020 году дошкольного образовательного учреждения проектной мощностью 190 мест, включая 40 мест для детей в возрасте до 3 лет;
-строительство в 2021 году дошкольного образовательного учреждения проектной мощностью 190 мест, включая 40 мест для детей в возрасте до 3 лет.
По итогам реализации мероприятий к концу 2020 года планируется создание не менее 380 мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, а к концу 2021 года всего планируется создание не менее 570 мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных учреждениях города Владимира.
Средства на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей до 3 лет на 2019 – 2021 годы предусмотрены Законом Владимирской области от 24 декабря 2018 № 131-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Кроме того, в целях расширения доступности дошкольного образования проводится работа по расширению частного сектора в области дошкольного образования.
Обеспечение приоритетного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи
В сфере обеспечения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнуты следующие положительные результаты:
— сократилась доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения с 1,7% в 2014 году до 1,4% по итогам 2018 года;
— обеспечено преимущественное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. В семьях граждан на 01.01.2019 года воспитывается 92,4% детей (5595 чел. с учетом усыновленных), и 87,3% (3095 чел. без учета усыновленных). В 2014 г. – 89,5% (6411 чел.) и соответственно 85% (3420 чел.).
— обеспечен рост детей, усыновленных российскими гражданами, от общего числа усыновленных в течение года. Если в 2014 г. их доля составляла 75,5%, то в 2018 г. — 92%.
— на 30% уменьшилось количество детей-сирот, находящихся под надзором в детских домах, домах ребенка (2014 г. – 564, 2018 г. – 390);
— снижено число детей-сирот, состоящих на учете в региональном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей. В целом за 5 лет банк данных сократился на 34% (на 01.01.2015 г. — 646, 01.01.2019 г. – 425).
В регионе созданы организационные механизмы, позволяющие успешно решать задачи устройства детей в семьи граждан.
Это, прежде всего, меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Владимирской области:
— единовременное пособие при усыновлении в сумме 14376 руб. Объем расходов в 2018 году составил 805,05 тыс. руб. (98,25 % от плана 819,4 тыс. руб.), выплаты произведены на 56 детей, усыновленных во Владимирской области гражданами РФ.
— ежемесячные выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, размер которых увеличивается в 1,5 раза при приеме в семью ребенка-инвалида.
— ремонт жилого помещения, находящегося в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2018 год — 17 человек);
— средний размер ежемесячного денежного вознаграждения приемным родителям, патронатным воспитателям, в 2018 году составил 14442 руб.
Предусмотрено увеличение вознаграждения на 30% при приеме ребенка подросткового возраста, на 696 рублей за каждого ребенка-инвалида; ребенка с ОВЗ; следующего приемного ребенка, начиная с шестого;
— выплата на приобретение мебели для детей, передаваемых в приемную семью, (в 2018 году осуществлена на 172 детей).
Кроме того, в регионе с 2012 года успешно реализуется Программа подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью (постановление Губернатора области от 15.10.2012 №1168). Особенностью программы Владимирской области является волонтерская практика для кандидатов в замещающие семьи, которая реализуется на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (так, в 2018 году волонтерскую практику в детских домах области прошли 230 кандидатов). В региональную Программу введены дополнительные вариативные модули по воспитанию детей с ОВЗ, детей-подростков, сиблингов.
В области функционирует 28 служб сопровождения замещающих семей на базе организаций различной ведомственной принадлежности.
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
На начало 2018 года в областном сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, состояло 1318 человек, 969 из которых приобрели право на обеспечение жильем, достигнув возраста совершеннолетия. Субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в 2018 году составили 269863,9 тыс.руб. (из областного бюджета – 228900,8 тыс.руб., из федерального – 40963,1 тыс.руб.).
В течение года приобретено 268 квартир, жильем обеспечено 233 человека.
В течение 2013-2017 гг. в среднем в год обеспечивалось жильем 155 человек. Выделенные в 2018 году дополнительные средства из областного бюджета в сумме 100 000,00 тыс.руб. позволили приобрести 268 квартир и обеспечить жильем 233 человека.
В период с 2019 до 2021 года планируется обеспечивать жильем не менее 240 человек в год, что позволит уменьшить количество лиц, не обеспеченных жилыми помещениями, на 10-12%.
Существенно снижает остроту проблемы обеспечения жильем указанной категории лиц региональные меры социальной поддержки в виде выплаты компенсации за поднаем одного жилого помещения в случае невозможности обеспечения жильем. В течение 2018 года компенсацией воспользовались 167 человек (11759,8 тыс. руб.).
— И завершающий вопрос на сегодня: какие задачи Вы, как руководитель региона, считаете первоочередными для развития области?
— Первоочередную задачу поставил в прошлогоднем майском указе Президент РФ В. В. Путин. Для всех регионов, для властей всех уровней она одна – добиться к 2024 году реальных позитивных изменений в жизни каждого российского гражданина и каждой семьи.
Инструменты и ресурсы для выполнения этой задачи дают национальные проекты. Администрация Владимирской области успешно провела работу по включению нашего региона в 11 из 12 национальных проектов (ведётся совместная с опорным вузом области – ВлГУ – работа по включению в 12-й нацпроект – «Наука») и в 49 федеральных проектов, что составляет 99 % от максимально возможного для нас объёма участия. Заключены соглашения с федеральными министерствами. На новом этапе первоочередная задача для меня и моей команды – сделать так, чтобы каждый шаг приближал Владимирскую область к достижению запланированных результатов. Это станет общей победой команды Владимирской области: и региональных органов власти, и органов местного самоуправления, и активной общественности – всех, кто живёт и работает в нашей области и на благо нашей области.
— Владимир Владимирович, мы говорили с Вами о том, какие социально ориентированные НКО, какие социальные проекты поддерживаются и развиваются в регионе. Давайте продолжим знакомиться с социальными проектами, реализуемыми в руководимой вами области, уже показавших результаты.
— Давайте. Вот еще несколько примеров.
Создание Центра поддержки одарённых детей «Платформа-33»
В январе 2018 г. на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой» с учётом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» г. Сочи создан Центр поддержки одарённых детей «Платформа-33» (далее – Центр). Целью деятельности Центра является выявление, развитие и поддержка одаренных и высокомотивированных детей региона на основе интеграции психолого-педагогических и материально-технических ресурсов и создание для них системы мотивации и дальнейшего сопровождения. Центр реализует программы интеллектуальной направленности, которые нацелены на углубленное изучение профильных предметов, создание научных проектов, а также подготовку к финальным этапам всероссийских и олимпиад и конкурсов.
Деятельность Центра поддержки одаренных детей «Платформа-33» заключается в предоставлении дополнительных возможностей для одаренных и высокомотивированных к обучению детей, желающих добиться максимальных личностных результатов.
Эффективность работы Центра достигается за счет привлечения к сотрудничеству профессионалов высокого уровня: профессорско-преподавательского состава вузов региона, педагогов высшей квалификационной категории, психологов, педагогов-организаторов. Созданы лаборатории и учебные кабинеты, укомплектованные современным оборудованием для занятий по биологии, химии, физике, математике. Большое внимание уделяется гуманитарному направлению.
Центр реализует дополнительные общеразвивающие программы для школьников области по следующим направлениям:
— «Интеллектуальная школа олимпийского резерва» (ИШОР) для учащихся 8-11 классов региона-33 для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников;
— «Академия +». Это интенсивные программы по предметам естественно научной и гуманитарной направленности для учащихся 7-11 классов, призванные углублять теоретический и практический уровни владения предметом. В тематическом «портфеле»: «Практическая физика», «Практическая биология», «Практическая химия», «Биология в задачах НТР», «Избранные вопросы геометрии», «Химия в задачах НТР», «Начальная астрономия», «Актуальные вопросы обществознания», «Основы литературного творчества».
— областные профильные школы: членов школьных научных обществ, лидеров детских общественных объединений, юных корреспондентов школьных газет и журналов, юных музееведов и школа любителей художественного слова.
Деятельность детского технопарка «Кванториум-33»
С 2016/2017 учебного года на базе ГАОУ ДПО ВО ВИРО действует детский технопарк «Кванториум-33». Основной целью мероприятий по его функционированию является создание условий для развития в регионе сферы дополнительного образования детей естественнонаучной и технической направленности и подготовки инженерно-технологических кадров.
В детском технопарке реализуется несколько направлений: промробоквантум (промышленная и образовательная робототехника), аэроквантум (беспилотные летательные аппараты), квантум дополненной и виртуальной реальности, биоквантум (микробиология и генная инженерия), промдизайнквантум (технологии промышленного и арт дизайна), в пилотном режиме — медиаквантум (мультимедийная журналистика).
Возраст обучающихся «Кванториума» – от 7 до 22 лет. Ежегодно 1100 кванторианцев проходит вводный модуль. Те, кто ярко проявил себя на публичных защитах или в профильных соревнованиях, остаются на дальнейшее углубленное обучение (это примерно 200-220 постоянных резидентов). На защиту проектов приглашаются эксперты: преподаватели вузов, ученые, инженеры, представители реального сектора экономики, журналисты.
Обучение и все мероприятия в технопарке бесплатны; за счет родительских средств реализуются только летние образовательные школы.
В течение года проводится 3 набора: в январе, апреле, сентябре. Чтобы попасть в технопарк на обучение, необходимо оставить заявку на сайте технопарка. Кандидаты попадают в базу данных, и им за неделю до очередного набора на электронную почту приходит расписание занятий для выбора группы. Зачисление происходит в порядке очередности подачи заявлений. На первоочередное зачисление могут рассчитывать победители и призеры муниципального этапа Всероссийских олимпиад школьников (по физике, математике, информатике, биологии), а также дети, приславшие проект (чертежи) своей разработки, в случае, если эта разработка получила одобрение членов комиссии из числа педагогов технопарка и преподавателей Владимирского государственного университета.
Чтобы помочь детям и родителям определиться с выбором направления обучения, с 2019 года для всех желающих организуется предварительное профессиональное тестирование на определение интересов и склонностей ребенка.
Наставники «Кванториума» — преподаватели, кандидаты наук, аспиранты, магистранты ВлГУ, сотрудники ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных», практикующие дизайнеры и журналисты (в том числе работающие по совместительству). Это в основном молодые увлеченные специалисты, которые легко находят общий язык с детьми и подростками. Свыше 20 педагогов дополнительного образования, 6 методистов и педагогов-организаторов, 8 лаборантов, инженеров и специалистов под руководством Пономарева Валентина Геннадьевича создают условия для развития детско-юношеского инженерно-технического творчества и практико-ориентированных научных исследований в регионе.
Проекты школьников и студентов, обучающихся в детском технопарке «Кванториум-33», помогают спасать людей, решать взрослым важные социальные проблемы, повышать качество жизни. На российских и международных конкурсах ребята со своими разработками не раз занимали пьедесталы почета.
В ноябре 2018 года Рустам Юнусов и Илья Нестеров стали финалистами молодежных робототехнических соревнований «Кубок РТК» (наставник – Коршунов Андрей Иванович). Они победили со своим самоходным устройством, разработанным специально для прохождения препятствий (гравий, песок, подвесные мосты, «болото») за ограниченное время. Это устройство также умеет нажимать на кнопку и осуществлять захват рядом стоящего предмета.
На международный конкурс детских инженерных команд «Кванториада-2018» в Санкт-Петербурге Диана Юнусова, Мария Балашова, Алина Беркалова, Михаил Сентюрев, Андрей Курносов разработали прототип электронного поводыря (наставники – Лычагина Александра Вадимовна и Монахов Юрий Михайлович). Поводырь сообщает человеку, лишенному зрения, или с частичной потерей зрения, о том, что за предметы перед ним, какого они цвета, как эти предметы лучше обойти.
10-летний Герман Юдин на публичных защитах в декабре 2018 года представил и защитил проект о том, как в полевых условиях определить, ядовитый гриб или нет (наставник – Фадеева Анастасия Евгеньевна). Бумага и простые химикаты – вот тот тестоопределитель, который может спасти жизнь любителю «тихой охоты».
В декабре 2018 года Марианна Киселева и Иван Матвеев вышли в финал VI международного конкурса научно-практических и исследовательских работ «Лестница наук» (наставник – Федосеева Дарья Николаевна). Разработка ребят – микробно-топливный элемент, способный перерабатывать пищевые отходы. Продукты переработки такого элемента – электрический ток и чистая вода без примесей и вредных веществ. В случае внедрения, в том числе массового, таких устройств они способны перерабатывать до 40% мусора естественным образом, без причинения вреда окружающей среде.
В марте 2019 года 12 обучающихся технопарка стали победителями Всероссийского конкурса на обучение по тематической образовательной программе «Школа исследователей и изобретателей «ЮниКвант» и награждены бесплатными путевками в ВДЦ «Орленок».
20 — 22 марта 2019 года владимирские кванторианцы принимали участие во Всероссийском технологическом фестивале «PROFEST-2019» и финальных соревнований «ЮниорПрофи» (JuniorSkills) которые проходили в Москве в павильоне ВДНХ № 75. Домой участники привезли одну золотую и две серебряных медали.
Первое место в номинации «Инженерная книга» (направление «AutoNet 18+») заняла студенческая команда под руководством Пономарева Валентина Геннадьевича. Второе место в групповой номинации направления «Андроидные роботы» — у Кузюткиной Анастасии и Кудряшовой Дарьи (наставник – Зайцев Юрий Павлович). Наставник Лычагина Александра Вадимовна подготовила лауреатов (2 место) финальных соревнований «ЮниорПрофи» по компетенции «Промышленный дизайн» — это Юнусова Диана и Балашова Мария.
Задача технопарка – помочь ребенку стать успешным, пробудить не внешний интерес, а стремление к самореализации. Кроме основного направления, которое изучает кванторианец, в технопарке для него есть занятия по техническому и разговорному английскому, «проектная» математика с теорией вероятности и математической статистикой, в 2018 г. открыта шахматная гостиная, обучающиеся имеют возможность заниматься шахматами для развития стратегического мышления.
В технопарке развитие детей происходит не только в узком научном направлении, но и в общекультурном плане. Детей приучают жить в атмосфере творчества. В «Кванториуме» проводятся недели театра, музыки, кино, музеев, искусства с привлечением творческих коллективов Владимирской филармонии, драматического и кукольного театров, областного колледжа культуры, Владимиро-Суздальского музея-заповедника и других партнеров. В начале июня планируется презентация проекта создания механизированных кукольных инсталляций для помещений НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ имени Н.Н. Блохина Российской академии медицинских наук (Кунышева Виктория, наставники — Зайцев Юрий Павлович и Платонова Наталья Михайловна), консультантами в котором выступают сотрудники Владимирского театра кукол.
Создание цифровой образовательной среды
Системная работа по созданию во Владимирской области современной и безопасной цифровой образовательной среды, направленной на повышение доступности и качества образования всех видов и уровней ведется постоянно и планомерно, в том числе в рамках ряда мероприятий государственных программ Владимирской области «Развитие образования», «Информационное общество (2014 — 2020 годы)».
В области развернут комплекс информационных систем по всем уровням образования, включая информационный портал системы образования Владимирской области. Преимущества разработанного информационного решения — информационного портала системы образования Владимирской области были отмечены на Всероссийском конкурсе проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT.2016» (Информационный портал системы образования Владимирской области вошел в число победителей конкурса, заняв третье место в номинации «IT в образовании»).
Полный охват образовательного процесса от детского сада до профессионального образования, учет контингента обучающихся, реализованные на базе информационного портала системы образования способствуют информационной открытости, доступности населению информации об образовательных организациях и оказываемых ими образовательных услугах, вовлечению родителей в образовательный процесс через оперативное информирование о текущей успеваемости, предоставление инструментов для удаленного взаимодействия с образовательной организацией по вопросам образования их детей, обеспечивает возможность подачи в электронном виде заявлений на зачисление детей в образовательные организации, повышает прозрачность процедур приема, способствует сокращению количества документов и информации, подлежащих представлению заявителями для получения государственных или муниципальных услуг в сфере образования. В целях создания необходимых условий для доступа к качественному образованию всех категорий обучающихся в образовательных организациях Владимирской области, независимо от места проживания и состояния здоровья, развернут модуль электронного и дистанционного обучения, который в настоящее время проходит тестовую апробацию в образовательных организациях области, ведется разработка дистанционных модулей и курсов ведущими специалистами в области дистанционного обучения как регионального, так и федерального уровня.
Большое внимание уделяется безопасности информационных систем системы образования в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы в сфере защиты информации. В регионе создан Региональный центр обработки данных системы образования (РЦОД), функционирующий на базе ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования им Л.И. Новиковой», реализованы необходимые мероприятия по созданию системы защиты информации и аттестации центра. В настоящее время все информационные системы образования размещены в РЦОД на аттестованных мощностях. Для обеспечения безопасного обмена данными между пользователями и информационными системами развернута защищенная сеть системы образования.
Обновление системы профессионального образования
Наиболее важными для развития региона являются следующие направления:
— переход на реализацию ФГОС 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50) в целях обеспечения экономики региона квалифицированными кадрами;
— создание современной инфраструктуры, обеспечивающей подготовку кадров в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями, в том числе создание Центра опережающей профессиональной подготовки и не менее 50 мастерских, оснащенных современным оборудованием;
— ежегодное проведение Открытого межрегионального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills;
— создание условий для получения образования различными категориями граждан.
В настоящее время система профессионального образования достигла следующих результатов.
В системе профессионального образования области работают: 37 многоуровневых, многопрофильных учреждений, в т.ч. 25 колледжей подведомственных департаменту образования, 4 – департаменту здравоохранения, 2 – департаменту культуры, 1 – департаменту сельского хозяйства и продовольствия, 1 – департаменту лесного хозяйства, 2 – негосударственных учреждения, 1 – учреждение УФСИН, 1 – частное учреждение; 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций, 8 стажировочных площадок, 2 площадки технопарка «Кванториум», 30 специализированных центров компетенций, в т.ч. 5 аккредитованных по стандартам WorldSkills Россия, 7 площадок демонстрационного экзамена, Ресурсный учебно-методический центр инклюзивного образования, Региональный центр профориентации молодежи.
В 21 колледже (57% от общего числа ПОО) ведется подготовка по 18 программам в соответствии с ФГОС ТОП-50.
Общий контингент обучающихся в системе среднего профессионального образования составляет более 27 тыс. человек. Ежегодно около 10 тыс. взрослого населения области проходят профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации. В колледжах области реализуется 95 программ подготовки специалистов среднего звена, 52 программы подготовки квалифицированных рабочих, 156 образовательных программ профессионального обучения и программ дополнительного профессионального образования. Ежегодный выпуск составляет более 6 тыс. человек.
Во исполнение п.3 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в соответствии с Планом мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 года № 2620, и в соответствии с «дорожной картой» на базе восьми образовательных организаций созданы и функционируют Многофункциональные центры прикладных квалификаций (далее — МЦПК):
— ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж» — МЦПК для строительной отрасли;
— ГБПОУ ВО «Владимирский авиамеханический колледж» — МЦПК для транспортной отрасли;
— ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж» — МЦПК для транспортной отрасли;
— ГБПОУ ВО «Владимирский политехнический колледж» — для производства машин и оборудования;
— ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж» — для сельского и лесного хозяйства;
— ГБПОУ ВО «Владимирский индустриальный колледж» — для металлургического производства и производств готовых металлических изделий;
— ГБПОУ ВО «Александровский промышленно-гуманитарный колледж» — для отрасли машиностроения;
— ГБПОУ ВО «Муромский промышленно-гуманитарный колледж» — для сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Осуществляется поддержка колледжей, реализующих приоритетные направления, например, в 2018 году Владимирский индустриальный колледж получил из областного бюджета на развитие материально-технической базы 24,8 млн. руб., Владимирский педагогический колледж – 1,0 млн. руб.
Оснащение колледжей современным высокотехнологичным оборудованием осуществляется по международным требованиям стандартов Ворлдскиллс в соответствии с инфраструктурными листами.
При подготовке к проведению регионального чемпионата Владимирской области по стандартам Ворлдскиллс Россия развивается и укрепляется материально-техническая база колледжей. На организацию площадок чемпионата было выделено в 2018 году 11,0 млн. руб. (в 2017 – 4,4 млн. руб., в 2019 – 23,5 млн. руб.).
В рамках IV открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) Владимирской области прошел региональный чемпионат WorldSkills Junior для талантливых школьников и региональный чемпионат «50+ Навыки мудрых».
В рамках проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» в 2018 году два колледжа получили гранты из федерального бюджета на выполнение мероприятий по «Обновлению и модернизации материально-технической базы профессиональной образовательной организации» – Владимирский технологический колледж в размере 1,99 млн. руб. из федерального бюджета и 4,0 млн. руб. – из бюджета области, и Владимирский индустриальный колледж – 26,3 млн. руб. из федерального бюджета, 2,7 млн. руб. – из областного)
Это позволило создать 111 новых ученических/рабочих мест, в том числе:
— по направлению «Искусство, дизайн и сфера услуг» – 36,
— по направлению «Промышленные и инженерные технологии (специализация «Автоматика, радиотехника и электроника»)» – 75.
Создана Региональная площадка сетевого взаимодействия по направлению «Промышленные и инженерные технологии (специализация «Машиностроение, управление сложными техническими системами и обработка материалов)» на базе Ковровского промышленно-гуманитарного колледжа, который является лидером в подготовке кадров для ведущих предприятий машиностроения области и города Ковров (федеральное финансирование в размере 33,2 млн. руб., областное – 4 млн. руб., внебюджетные средства в размере 18 млн. руб.).
Развитие данного направления происходит с применением передовых технологий, обновлением станочного парка и невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров. Площадка оснащена современным высокотехнологичным оборудованием. Создан сварочный полигон, токарный/фрезерный полигон, лаборатории: мехатроники и прототипирования.
На реализацию инновационных проектов развития в системе СПО ежегодно на конкурсной основе три колледжа получают грант Губернатора области по 1 млн. руб.; в 2018 году грантополучателями стали: Владимирский технологический колледж, Суздальский промышленно-гуманитарный колледж, Муромский промышленно-гуманитарный колледж.
Развитие независимой системы оценки качества образования является одним из приоритетных направлений модернизации профессионального образования Владимирской области. С 2017 года в регионе апробируется новая форма независимой оценки качества профессионального образования – демонстрационный экзамен.
Для профессиональных образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определить точки роста и дальнейшего развития.
В 2018 году для участия в пилотной апробации демонстрационного экзамена было заявлено 9 компетенций (в 2017 — 6, 2019 — 13) и 9 профессиональных образовательных организаций (в 2017- 6, 2019 — 16). Участниками демонстрационного экзамена в 2018 году стали 145 студентов учреждений профессионального образования Владимирской области (на 48 человек больше чем в 2017 г.). Подготовлено 7 центров проведения демонстрационного экзамена (2017 — 5, 2019 — 12), которые успешно прошли аккредитацию Союза Ворлдскиллс. Для проведения демонстрационного экзамена создается учебно-материальная база, соответствующая международным требованиям и стандартам Союза Ворлдскиллс.
На базе ГБПОУ ВО «Александровский промышленно-гуманитарный колледж» и ГБПОУ ВО «Гусевский стекольный колледж» созданы и функционируют площадки детского технопарка «Кванториум», что обеспечивает доступность дополнительных программ естественнонаучной и технической направленности для обучающихся области. На создание площадок в 2018 году направлено 27 млн. руб.
В целях обеспечения получения профессионального образования различными категориями граждан на территории Владимирской области созданы 2 базовые профессиональные образовательные организации (далее – БПОО), обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования, способствующего реабилитации и абилитации инвалидов, в соответствии с современными требованиями: на базе ГБПОУ ВО «Владимирский экономико-технологический колледж» и ГАПОУ ВО «Вязниковский технико-экономический колледж». На создание БПОО было привлечено — 25045,20 тыс. руб. (из них средства федерального бюджета – 19229,10 тыс. руб., и средства областного бюджета – 5816,10 тыс. руб.).
Обеспечение доступности дошкольного образования
Одним из приоритетных направлений в социальной политике области является проведение мероприятий, позволяющих обеспечить 100% потребность населения региона в местах в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, в том числе за счет расширения негосударственного сектора.
В период с 2013 по 2017 год построены 13, реконструированы 15 и капитально отремонтированы 145 детских садов. Создано 9,5 тысяч мест.
В настоящее время в области дошкольное образование обеспечивают 442 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, 4 частных дошкольных образовательных учреждения и 47 общеобразовательных школ, в структуре которых работают дошкольные группы.
В г.Владимире в 2018 г. открыто частное дошкольное образовательное учреждение «АРТ ФАМИЛИЯ» (38 мест).
Созданная сеть образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, позволяет сохранить полную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет и обеспечить в 19 из 21 муниципального образования области всех желающих детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет дошкольным образованием.
Проблема устройства детей в ДОУ в возрасте от 2 месяцев до 3 лет полностью не решена в г. Владимире и Суздальском районе.
В целом по области уровень обеспеченности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 97,9% (РФ – 79,8%).
В настоящее время потребность в предоставлении мест для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет (актуальный спрос) составляет 236 человек. Самая высокая потребность в устройстве детей в детский сад отмечается в г.Владимире (216 человек).
В рамках Федерального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального в 2019-2021 годах планируется проведение мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, с целью обеспечения 100%-ного охвата всех желающих дошкольным образованием.
В 2019 году планируется реализация мероприятий по созданию мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в Суздальском районе путем строительства 2 дошкольных учреждений (ясли-сад) на 216 мест, в том числе 108 места для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в городе Владимире планируется:
— строительство в 2019 году четырех дошкольных учреждений по 50 мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (общей мощностью 200 мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет);
— строительство в 2020 году дошкольного образовательного учреждения проектной мощностью 190 мест, включая 40 мест для детей в возрасте до 3 лет;
-строительство в 2021 году дошкольного образовательного учреждения проектной мощностью 190 мест, включая 40 мест для детей в возрасте до 3 лет.
По итогам реализации мероприятий к концу 2020 года планируется создание не менее 380 мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, а к концу 2021 года всего планируется создание не менее 570 мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных учреждениях города Владимира.
Средства на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей до 3 лет на 2019 – 2021 годы предусмотрены Законом Владимирской области от 24 декабря 2018 № 131-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Кроме того, в целях расширения доступности дошкольного образования проводится работа по расширению частного сектора в области дошкольного образования.
Обеспечение приоритетного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи
В сфере обеспечения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнуты следующие положительные результаты:
— сократилась доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения с 1,7% в 2014 году до 1,4% по итогам 2018 года;
— обеспечено преимущественное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. В семьях граждан на 01.01.2019 года воспитывается 92,4% детей (5595 чел. с учетом усыновленных), и 87,3% (3095 чел. без учета усыновленных). В 2014 г. – 89,5% (6411 чел.) и соответственно 85% (3420 чел.).
— обеспечен рост детей, усыновленных российскими гражданами, от общего числа усыновленных в течение года. Если в 2014 г. их доля составляла 75,5%, то в 2018 г. — 92%.
— на 30% уменьшилось количество детей-сирот, находящихся под надзором в детских домах, домах ребенка (2014 г. – 564, 2018 г. – 390);
— снижено число детей-сирот, состоящих на учете в региональном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей. В целом за 5 лет банк данных сократился на 34% (на 01.01.2015 г. — 646, 01.01.2019 г. – 425).
В регионе созданы организационные механизмы, позволяющие успешно решать задачи устройства детей в семьи граждан.
Это, прежде всего, меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Владимирской области:
— единовременное пособие при усыновлении в сумме 14376 руб. Объем расходов в 2018 году составил 805,05 тыс. руб. (98,25 % от плана 819,4 тыс. руб.), выплаты произведены на 56 детей, усыновленных во Владимирской области гражданами РФ.
— ежемесячные выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, размер которых увеличивается в 1,5 раза при приеме в семью ребенка-инвалида.
— ремонт жилого помещения, находящегося в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2018 год — 17 человек);
— средний размер ежемесячного денежного вознаграждения приемным родителям, патронатным воспитателям, в 2018 году составил 14442 руб.
Предусмотрено увеличение вознаграждения на 30% при приеме ребенка подросткового возраста, на 696 рублей за каждого ребенка-инвалида; ребенка с ОВЗ; следующего приемного ребенка, начиная с шестого;
— выплата на приобретение мебели для детей, передаваемых в приемную семью, (в 2018 году осуществлена на 172 детей).
Кроме того, в регионе с 2012 года успешно реализуется Программа подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью (постановление Губернатора области от 15.10.2012 №1168). Особенностью программы Владимирской области является волонтерская практика для кандидатов в замещающие семьи, которая реализуется на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (так, в 2018 году волонтерскую практику в детских домах области прошли 230 кандидатов). В региональную Программу введены дополнительные вариативные модули по воспитанию детей с ОВЗ, детей-подростков, сиблингов.
В области функционирует 28 служб сопровождения замещающих семей на базе организаций различной ведомственной принадлежности.
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
На начало 2018 года в областном сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, состояло 1318 человек, 969 из которых приобрели право на обеспечение жильем, достигнув возраста совершеннолетия. Субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в 2018 году составили 269863,9 тыс.руб. (из областного бюджета – 228900,8 тыс.руб., из федерального – 40963,1 тыс.руб.).
В течение года приобретено 268 квартир, жильем обеспечено 233 человека.
В течение 2013-2017 гг. в среднем в год обеспечивалось жильем 155 человек. Выделенные в 2018 году дополнительные средства из областного бюджета в сумме 100 000,00 тыс.руб. позволили приобрести 268 квартир и обеспечить жильем 233 человека.
В период с 2019 до 2021 года планируется обеспечивать жильем не менее 240 человек в год, что позволит уменьшить количество лиц, не обеспеченных жилыми помещениями, на 10-12%.
Существенно снижает остроту проблемы обеспечения жильем указанной категории лиц региональные меры социальной поддержки в виде выплаты компенсации за поднаем одного жилого помещения в случае невозможности обеспечения жильем. В течение 2018 года компенсацией воспользовались 167 человек (11759,8 тыс. руб.).
— И завершающий вопрос на сегодня: какие задачи Вы, как руководитель региона, считаете первоочередными для развития области?
— Первоочередную задачу поставил в прошлогоднем майском указе Президент РФ В. В. Путин. Для всех регионов, для властей всех уровней она одна – добиться к 2024 году реальных позитивных изменений в жизни каждого российского гражданина и каждой семьи.
Инструменты и ресурсы для выполнения этой задачи дают национальные проекты. Администрация Владимирской области успешно провела работу по включению нашего региона в 11 из 12 национальных проектов (ведётся совместная с опорным вузом области – ВлГУ – работа по включению в 12-й нацпроект – «Наука») и в 49 федеральных проектов, что составляет 99 % от максимально возможного для нас объёма участия. Заключены соглашения с федеральными министерствами. На новом этапе первоочередная задача для меня и моей команды – сделать так, чтобы каждый шаг приближал Владимирскую область к достижению запланированных результатов. Это станет общей победой команды Владимирской области: и региональных органов власти, и органов местного самоуправления, и активной общественности – всех, кто живёт и работает в нашей области и на благо нашей области.
Последние новости раздела
21 апреля 2024
19 апреля 2024