Взаимодействие власти и общества: современные технологии и пути их развития

17 Июня 2020
Одним из главных требований современного демократического общества является, как известно, участие граждан в управлении государством. Собственно, гражданами их делает именно возможность такого участия, вовлеченность в решение общих проблем. При этом важно, чтобы граждане не чувствовали себя марионетками, за которых все уже решили, а от них требуется только исполнение. Для этого требуется, чтобы они, как минимум, знали, каким образом можно повлиять на решение важных для них социальных проблем, к кому обратиться и что делать.
Итак, попробуем ответить на эти вопросы. К кому же обращаться за решением какой-то общей проблемы, решить которую сами граждане не могут? Это зависит в первую очередь от содержания самой проблемы. Любое современное государство имеет сложную структуру, в рамках которой за решение разных проблем отвечают разные органы власти: по уровню – местные, региональные, федеральные, и по компетенции – образование, здравоохранение, ЖКХ и т.д. Конечно, требовать от простого гражданина, чтобы он разбирался во всех аспектах государственного устройства, чрезмерно. Поэтому на государственном, региональном и  местном уровнях создаются единые ресурсы, с помощью которых любой гражданин может подать жалобу или обратиться за разъяснением по интересующему его вопросу. Примером такого ресурса стал портал «Добродел», где можно оставить общедоступную жалобу, следить за ходом её решения, а также комментировать происходящие изменения. При этом всем пользователям в заявке отображались этапы решения проблемы в формате «Принята заявка» => «Назначен ответственный» => «Назначен исполнитель» => «Контроль исполнения ответственным лицом» => «Выполнение заявки». Также можно было прикрепить фото проблемы, посмотреть все проблемы на интерактивной карте, а также местных активистов со статистикой решенных проблем, что порождало в сознательных гражданах некий соревновательный интерес. Этот ресурс весьма успешно работает, хотя и здесь возникают определенные сложности. В качестве примера хотелось бы привести историю, рассказанную одним из студентов:
«Предыстория. В двух километрах от Наро-Фоминска есть деревня Ивановка, включенная в городской округ. К деревне от Киевского шоссе ведет дорога длинной два километра с огромным количеством слепых зон, возникающих из-за зарослей кустарников на поворотах, а также перепадами высот. Помимо этого, дорога никак не освещалась, и не было тротуаров, и даже широкой обочины. При этом в деревне проживает круглый год несколько десятков детей, которые обучаются в школах Наро-Фоминска.
В 2013 году были выделены средства из бюджета на установку осветительных мачт на протяжении всей дороги. Мачты были установлены, однако освещения так и не появилось. В течение пары лет фонари просто украшали собой окружающие пейзажи, но никак не освещали их. На звонки и заявку в администрацию получали стандартный ответ «Проблема скоро решится».
В 2015 году от ЛЭП подвели электроэнергию, установили трансформатор в трех метрах от одного из столбов, но бюджета, судя по всему, не хватило еще на три метра провода, чтобы освещение наконец-то заработало.
В 2017 году мы с отцом решили пошевелить местную администрацию через портал «Добродел», отправив им заявку в ноябре. Первый же результат получили через 5 дней, когда ответственный назначил исполнителем Наро-Фоминский Мосавтодор, который через несколько дней сделал удивленные глаза, и ответил, что этим вообще не занимается, и проблемой освещения дороги в деревню в Наро-Фоминском городском округе занимается какое-то из управлений в Можайске.
Примерно в течении года нашу заявку перекидывали по инстанциям, как горячую картошину, открещиваясь изо всех сил, притом каждый раз исполнители менялись в одном и том же порядке. Проблема начала решаться, только когда мы написали в комментарии, что мы отправим всю переписку в приемную губернатора Московской области и в приемную Администрации президента, так как дело было как раз перед выборами губернатора, в августе 2018 года. После этого сразу выяснилось, кому принадлежит дорога, назначен конечный исполнитель, который дал ответ, примерное содержание которого «Денег в этом году уже нет, в следующем году исправим». В итоге летом 2019 года освещение на этой дороге появилось, однако проблемы с ним возникают регулярно, судя по отчетам местных жителей на портале «Добродел», но решаются уже гораздо оперативнее, в течение двух недель».
На мой взгляд, этот пример иллюстрирует известную всем истину о том, что настойчивость и упорство всегда дают результат. Уверена, что данный ресурс будет развиваться, поскольку он востребован обществом как способ взаимодействия с властью.
Хотелось бы также ответить и на другой вопрос: что же делать, чтобы взаимодействие с властью не превращалось всякий раз в испытание на прочность. На мой взгляд, самое верное решение – объединяться, искать единомышленников, людей с опытом решения самых разных проблем, с налаженными связями. Сейчас очень много общественных объединений, члены которых участвуют в общественных палатах при различных органах власти, имеют опыт депутатской деятельности, входят в общественные советы и комиссии. Конечно, такое взаимодействие предполагает системный характер, накладывает определенные обязательства, требует времени и энергии. Но именно это и есть подлинное гражданское общество и истинная демократия, в построении которой мы все заинтересованы.
  
АВТОР: Савченко Ирина Алексеевна, кандидат политических наук, доцент кафедры теории и практики управления института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» Московского государственного психолого-педагогического университета
пресс-служба МГППУ
Московский государственный психолого-педагогический университет
+7 (495) 607-64-17
klyakinama@mgppu.ru