Крупнейшие технологические компании вооружены и ждут, чтобы отразить антимонопольный натиск в США.

7 Июня 2019
Инвесторы были застигнуты врасплох внезапным натиском США на технологических гигантов на этой неделе, но за кулисами крупнейшие компании отрасли готовились к этому моменту расплаты в течение нескольких месяцев.

Они наняли адвокатов и создали свои лоббистские конторы в ответ на антимонопольные расследования, которые ведутся в Европейском Союзе и только начинаются в Вашингтоне.

Люди, близкие к компаниям, говорят, что они давно ожидали появления расследований в США. И хотя эти технологические гиганты должны будут усилить свою защиту, чтобы обеспечить более тщательный контроль над ситуацией, Amazon.com Inc., Google, Apple Inc. и Facebook Inc. работают публично и за кулисами в течение нескольких месяцев, чтобы донести свои доводы о том, почему они помогают, а не вредят конкуренции, и уже сформировали внушительные команды.

Когда новости о федеральных расследованиях и расследованиях в Конгрессе взбудоражили акции компаний на этой неделе, юристы и руководители, работающие на Amazon, Facebook и Google, по словам людей, знакомых с ситуацией, заняли выжидательную позицию. Google не обсуждал с Министерством юстиции, которое должно расследовать деятельность компании, подробности о том, на чем будут сосредоточены антимонопольные органы, сказал один из собеседников. Со своей стороны, поисковый гигант в прошлом сталкивался с серьезными антимонопольными проблемами в США и других странах, и уже имеет опыт в их решении.

Представители компаний указывали друг на друга как на самую большую мишень для правительства, даже после того, как появились новости о расследованиях.

Тем не менее, переход к официальным расследованиям в сочетании с новыми усилиями законодателей в Судебном комитете Палаты представителей по рассмотрению нарушений антимонопольного законодательства со стороны технологических гигантов является явной эскалацией политической риторики прошлого года со стороны Президента США Дональда Трампа.

«Трамп довольно четко высказал некоторые замечания по этому поводу», – сказал Роб Аткинсон, президент Фонда информационных технологий и инноваций, аналитического центра, выступающего против чрезмерного технического регулирования. «В течение следующих 18 месяцев вы увидите, что FTC (Федеральная торговая комиссия), и Министерство юстиции, безусловно, наведут гораздо больше шороха».

Действия по разделению юрисдикции сами по себе показывают, что агентства серьезно относятся к реальному расследованию деятельности компаний, сказал Аткинсон, и показывают, что критика в адрес технологических гигантов дошла до политического уровня в таких агентствах, как FTC и Министерство юстиции.

Компании пополняют штат своих корпоративных юридических групп многочисленными юристами, работающими в государственных структурах, занимающимися вопросами антимонопольного законодательства. В прошлом году Amazon наняла Брайсона Бакмана, бывшего советника Макана Дельрахима, главы антимонопольного отдела Министерства юстиции. Бывшая глава офиса в Сан-Франциско, Кейт Патчен, в прошлом году ушла в Facebook.

Компания Mountain View, расположенная в Калифорнии, долгое время занималась антимонопольным делом Google. В число штатных юристов входят Роб Махини, перешедший из FTC в 2012 году, и Стюарт Джеффрис, который до 2011 года являлся антимонопольным адвокатом в Судебном комитете Палаты представителей, дав им достаточно времени, чтобы отточить свои аргументы в пользу бизнес-модели интернет-гиганта.

Они также увеличивают расходы в Вашингтоне. Google, Amazon и Facebook установили рекорд расходов по лоббированию компании в 2018 году, поскольку, по данным Сената, контроль над Big Tech усилился.

На технических гигантов уже оказывалось давление по таким вопросам, как российское вмешательство в выборы, утечка данных, усилия по разработке жесткого федерального закона о конфиденциальности и по привлечению технологических компаний к ответственности за контент, распространяемый их службами.

Еще одной линией обороны являются промышленные торговые группы. По мере распространения призывов к ужесточению контроля над отраслью Ассоциация компьютерной и коммуникационной индустрии, членами которой являются Google, Amazon и Facebook, проводила конференции по вопросам антимонопольного правоприменения, а организация регулярно публикует информационный бюллетень с изложением позиции отрасли в отношении конкуренции.

По словам двух человек, знакомых с этой темой, Amazon, базирующийся в Сиэтле лидер в области электронной коммерции, работал в основном за кулисами, пытаясь сдержать антимонопольный разговор. Одна из участниц кампании заявила, что Amazon отказалась от участия в публичных дебатах в Twitter с сенатором Элизабет Уоррен, претенденткой на пост президента от Демократической партии на 2020 год, которая предложила расколоть крупные технологические компании в рамках своей кампании.

Вместо этого представители Amazon посещают законодателей по отдельности, часто приводя владельцев малого бизнеса из штата или округа этого законодателя, чтобы рассказать о том, как Amazon помогает им расти, сказал этот человек. Сообщение соответствует его ежегодному отчету о малых предприятиях, которые зарабатывают деньги и создают рабочие места, продавая продукты на рынке Amazon. В среду на конференции компании в Лас-Вегасе глава розничной торговли Amazon оспорил идею о том, что она несправедливо конкурирует с независимыми торговцами, указав, что ее бизнес по продаже товаров под частной торговой маркой намного меньше, чем у основных конкурентов.

Google, лидер по поиску и рекламе в интернете, и социальная сеть № 1 Facebook, также заявили, что они помогают малому бизнесу конкурировать. В публичных конференц-звонках и маркетинговых материалах руководители двух фирм регулярно объясняют, как их продукты являются доступными инструментами, предназначенными для того, чтобы помогать мамам и папам найти и донести до широкого круга людей нужную информацию.

В мае Amazon разослал политикам отчет, полный реальных историй о малых предприятиях, которым он помогает, и о стартапах, которые он финансирует. Когда соучредитель Facebook Крис Хьюз написал статью, призывающую к ликвидации его бывшей компании, главный операционный директор Шерил Сандберг выступила на ТВ, чтобы защитить социальную сеть.