Интернет как проблема организации воспитательного процесса современной молодёжи

17 Июня 2020
Основная аудитория сети интернет – это молодежь. Стоит отметить, что именно молодое поколение быстро осваивает и  приобщается к новым технологиям. Родители, педагоги и психологи обеспокоены конечным результатам раннего увлечения детей современными технологиями. Подростки в своей повседневной деятельности находятся в постоянном информационном контакте, используя социальные сети. По данным агентства PRT за февраль 2019 г., большую часть (86%) пользователей наиболее популярной в России социальной сети «Вконтакте» составляет именно молодежь в возрасте от 18 до 24 лет.
В настоящее время существуют исследования, посвященные использованию социальных сетей учащимися не только средней, но и начальной школы. Они показали, что подход молодежи и более взрослых людей к социальным сетям принципиально различается. Молодые люди и подростки обычно реагируют на происходящее в социальных сетях более эмоционально, тогда как взрослые более отстранены. Подростки, в силу своего возраста и неопытности, вкладывают личностный смысл в происходящее в cети, для них граница между виртуальным пространством и реальностью более размыта.
Помимо этого молодые люди обучаются при помощи онлайн-технологий. То есть интернет стал неотъемлемой частью жизни современных подростков во всех сферах жизни.
Роль родителей и преподавателей в данном вопросе неоднозначна. Многие пытаются оградить детей от чрезмерного пребывания в Интернете, запрещают пользоваться гаджетами, либо ставят ограничение. Но они не понимают одного, что если ребенку действительно это необходимо и у него образовалась, в некотором смысле зависимость, то он найдёт любой способ, чтобы удовлетворить свои потребности. В связи с этим возникает проблема влияния интернета на воспитательный процесс. Родителям необходимо найти баланс, искать компромиссы, либо изначально объяснить ребенку, сколько времени он может проводить в интернете и почему. Не вводить жёсткие санкции, которые спровоцируют ребенка на использование интернета вне дома. Причины интернет-зависимости различны. Многим детям не хватает общения с родителями и друзьями, психологического комфорта, отдыха и развлечений. Для них важным является самореализация посредством данной информационной платформы. Увлечение онлайн-играми заменяет современной молодёжи реальную жизнь.
Также существует проблема внедрения государством интернет-технологий в образование. Они хотят сделать процесс обучения более современным, индивидуализированным и сэкономить время. Но начинает западать «живое» общение учителя с учениками, затормаживается творческий процесс. Многие родители не могут позволить купить детям гаджеты, либо другие необходимые устройства. При этом образуются две проблемы, дети начинают чувствовать себя обделенными и формируют комплексы на раннем этапе своего развития.
Важнейшей задачей, стоящей перед исследователями в данной области, является структурирование и описание мотивации пользователей. Современные исследователи так обозначают мотивы использования социальных сетей студентами: социальное взаимодействие, психологическая польза, развлечение, самопрезентация и развитие других навыков.
В связи  с этим, родителям упустившим момент контроля и воспитания в  современных реалиях становится уже сложно повлиять на развитие и собственных детей. Преподавателям это делать ещё сложнее, так как дети уже находятся в «запущенном» состоянии. Многие школы и, в частности, учителя практикуют сбор гаджетов во время урока. Но это является крайней мерой и никакой помощи, как правило, не оказывает. После урока каждый забирает свой телефон и также продолжает познавать интернет.
Изучая и планируя процесс современного воспитания молодёжи, необходимо учитывать ряд внешних и внутренних факторов:
– представления мирового сообщества об облике человека и новые требования к личности, например, быть мобильным, самостоятельным, обладать чувством ответственности за страну и заботиться об её социальном процветании;
– трансформация самих детей и взрослых, с которыми они живут. Молодые люди стали более свободными, и в то же время равнодушными, более агрессивными;
– существование проблем в системе школьного и профессионального образования, проявляющихся в практическом исчезновении воспитательной функции педагогов;
– появление свободного доступа в интернет, путешествия по миру, обучение в разных типах школ, популяризация политических партий, влияние культуры и религиозных течений;
– модернизация российского образования, проявляющаяся в необходимости освоения новых технологий.
Стоит отметить, что современная социальная ситуация требует не только выявления новых возможностей воспитания, но и реализацию новых идей в самой системе воспитания. Под идеей подразумевается: развитие личности ребенка, его творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания; совместная творческая деятельность детей, родителей и учителей; выбор деятельности, даёт возможность ребенку предполагать результаты и нести за них ответственность; открытый контакт с семьей и обществом. Итак, самым важным в данном вопросе является организация нравственного воспитания нынешней молодёжи.
Таким образом, необходимо отметить, что интернет оказывает колоссальное влияние на личность ребенка и организацию его воспитательного процесса. Родители являются первичными агентами социализации молодого поколения. Они обязаны построить данный этап развития и воспитания ребенка таким образом, чтобы в дальнейшем новые технологии не смогли повлиять и заменить ребенку семью, друзей и близких.
АВТОР: Николаева Алла Алексеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и практики управления института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» Московского государственного психолого-педагогического университета
пресс-служба МГППУ
Московский государственный психолого-педагогический университет
+7 (495) 607-64-17
klyakinama@mgppu.ru