История журналистики

6 Февраля 2020

Журналистика как деятельность по сбору, подготовке и распространению новостей и связанных с ними сообщений и тематических материалов через такие печатные и электронные средства массовой информации, как газеты, журналы, книги, блоги, веб-трансляции, подкасты, социальные сети и новостные агрегаторы, в том числе интернет-газеты, а также электронную почту, радио, кино и телевидение. Слово «журналистика» первоначально использовалось для обозначения репортажа о текущих событиях в печатной форме, особенно в газетах, но с появлением радио, телевидения и Интернета в XX веке использование термина расширилось, чтобы включить все печатные и электронные сообщения, касающиеся актуальных новостей.

Ранняя история
Исторически можно выделить ряд документов, играющих определяющее значение в истории журналистики:
• Самым ранним известным журналистским продуктом был новостной бюллетень, распространенный в древнем Риме Acta Diurna, известная до 59 года до нашей эры. Acta Diurna содержала важные ежедневные события, такие как публичные выступления. Акт выходил ежедневно и висел на видных местах;
• В Китае во времена династии Тан правительственными чиновниками был выпущен придворный циркуляр, называемый бао, или «отчет». Эта газета появлялась в различных формах и под разными названиями более или менее непрерывно до конца династии Цин в 1911 году;
• Первые регулярно публикуемые газеты появились в немецких городах в Антверпене около 1609 года;
• Первая Английская газета Weekly Newes была опубликована в 1622 году;
• Первая еженедельная газета The Daily Courant появилась в 1702 году.

Становление
Сначала XVIII века газеты, подвергшиеся цензуре, налогообложению и другим законодательным ограничениям, стали пользоваться отчетной свободой и незаменимой функцией, которую они сохранили до сегодняшнего дня. Растущий спрос на газеты в связи с распространением грамотности и появлением прессов с паровым, а затем и электрическим приводом привел к тому, что ежедневный тираж газет вырос с тысяч до сотен тысяч и, в конечном итоге, до миллионов.

Журналы, которые начинались в XVII веке как научные издания, стали публиковать статьи, формирующие общественное мнение о текущих событиях, такие как «Татлер» (1709–11). В 1830-х годах появились дешевые журналы массового распространения, предназначенные для более широкой и менее образованной публики, а также иллюстрированные и женские журналы. Стоимость широкомасштабного сбора новостей привела к формированию информационных агентств, организаций, которые продавали свои международные журналистские репортажи множеству разных отдельных газет и журналов. Изобретение телеграфа, а затем радио и телевидения привело к значительному увеличению скорости и своевременности журналистской деятельности, что в то же время обеспечило приток новых массовых выпусков и, соответственно, рост аудитории их продуктов, распространяемых в данном виде. В конце XX века спутники, а затем и сеть Интернет использовались для передачи журналистской информации на большие расстояния.

История профессиональной подготовки журналистов
Журналистика в XX веке была отмечена растущим чувством профессионализма.

Для данной тенденции характерны четыре важных фактора:
1. растущая организация работающих журналистов;
2. специализированное образование для журналистов;
3. растущая литература по истории, проблемам и методам массовой коммуникации;
4. растущее чувство социальной ответственности со стороны журналистов.

Организация журналистов началась еще в 1883 году, когда был основан Королевский институт журналистов в Великобритании. Как и Американская газетная гильдия, организованная в 1933 году, и Национальная федерация прессы Франции, институт функционировал как профсоюз и полноценная профессиональная организация.

До конца XIX века большинство журналистов учились ремеслу в качестве учеников, начиная с подражателей или репортеров. Первый университетский курс по журналистике был прочитан в университете Миссури (Колумбия) в 1879–1884 гг. В 1912 году Колумбийский университет в Нью-Йорке учредил первую аспирантуру по журналистике, на которую был выделен грант нью-йоркского редактора и издателя Джозефа Пулитцера. Было признано, что растущая сложность сообщений о новостях и работы с газетами требует большой специализированной подготовки. Редакторы также обнаружили, что подробные репортажи о специальных новостях, таких как политические события, бизнес, экономика и наука, часто требуют от журналистов образования в этих областях. Появление кинофильмов, радио и телевидения в качестве новых образцов средств массовой информации требовало постоянно увеличивающегося перечня актуальных навыков и методов сбора и представления новостей. К 1950-м годам курсы по журналистике или коммуникациям стали предлагаться в колледжах, что и обеспечило полноценное становление журналистики как профессии в наши дни.

https://www.solidarnost.org/