Миллиардер Игорь Рыбаков назвал «самые главные ошибки начинающих бизнесменов»

1 Сентября 2021
Предприниматель, миллиардер Игорь Рыбаков на своем YouTube-канале назвал «самые главные ошибки начинающих бизнесменов»: «Обязательно посмотрите этот выпуск, если вы ещё не начали бизнес. А если вы уже начали, тем более посмотрите. Я расскажу о самых главных ошибках, которые делают начинающие бизнесмены в самом начале, и зачастую эти ошибки смертельны».  

ТОП-8 смертельных ошибок начинающих предпринимателей

«Изобретать велосипед». Начинающие бизнесмены могут придумать что-то, что, по их мнению, нужно всем. И они очень усердно делают и делают с командой продукт, а потом жалуются: «вот что-то он не продается».  Так вот я предупреждаю: когда ты делаешь хрень, которой вообще нет на рынке, но тебе кажется, что она очень нужна – большая вероятность, что эта хрень действительно является хренью и никому не нужна.
Таких примеров тысячи. Один человек, например, топил за нагреваемые стельки: чтобы в морозную погоду те, кто пошел на рыбалку и начал замерзать – они взяли, включили стельки с помощью PowerBank, согрели ноги.  Очевидно, что эта хрень не будет пользоваться массовым спросом, может продаваться очень ограниченным тиражом. Бизнес на этом построить точно нельзя.
Если вы ставите на то, что вы при жизни изобретете-таки некий велосипед или какую-то хрень, то вы точно хрень изобретете, но будете влачить жесткое несчастное существование, умрете в безвестности, голодным, больным, злым, озлобленным на весь мир. Оно вам надо?!
«Открыть свой бизнес в кредит». Это просто катастрофа, ребята. Что значит открыть в кредит? Это значит взять у кого-то деньги, вложить в какую-то хрень, да, и сразу ввергнуть себя в жопу. Не слишком жестко сказал? Но на самом деле так оно и есть! Никогда не открывайте свой первый бизнес в кредит. Никогда. Мне оппонируют: «Но Игорь, ты же брал кредит, 200 тысяч долларов». Да, я брал кредит, в тот момент, когда у нас уже был зрелый бизнес и мы знали на что мы берём деньги. Мы купили два вагона сырья, чтобы произвести много кровельного материала. Мы уже давно запустили процесс, мы брали кредит на масштабирование бизнес-модели, которая у нас уже работала. Запомнили?! А не на то, чтобы основать хрень-стартап. 99% стартапов проваливаются. Это нормальная статистика, поэтому, когда вы стартуете какое-то дело, знайте - дело может провалиться. Тогда вы начнете просто следующее дело. Но если вы возьмете кредит, вы не сможете начать следующее дело, потому что на вас будут висеть кандалы кредита. Вы сами себя обездвиживаете. Не делайте этого!
«Не думать о том, кто у тебя купит твой товар». Например, начать шить трусы до того момента, пока вы попробовали эти трусы кому-то продать. Или первым делом начать собирать команду, говорить: «команда – это главное, я хочу создать команду», начать снимать офис... Найдите сперва того, кто купит товар. Именно в этот момент происходит чудо мирозданья, чудо-сокровенность, когда исток, начало всех вещей, встречается с исходом, матерью всех вещей. Когда зарождается то, что может превратиться в бурную реку, которая несет плоды. Это случится в тот момент, когда 101 клиент купит ваш товар. Не начинайте с команды, не начинайте с офиса, не начинайте с этого - начните с того, кто купит у вас то, что вы придумали. Всё, в этот момент хрень перестает быть хренью!
«Бизнес-план». Ошибка: это начинать с составления бизнес-плана. Какой на хрен план? Идея-хрень, нету клиентов, какой там, - нет вообще ничего, а вы уже какой-то бизнес-план чертите. Я понимаю, вы посетили курсы, но я говорю следующее: «никакого плана, потому что в этот момент никакой статистики нет. Когда нет статистики, планирование невозможно». Идею не планируют, после идеи отправляются сразу искать клиента, кто купит ваш продукт, сервис и так далее. Если кто-то купит, хрень перестает быть хренью, и только в этот момент делается несколько пробных сделок, желательно 100, желательно 200 и только тогда возникает уместность хотя бы какого-то небольшого планчика, но не раньше. Поэтому никогда не начинайте с бизнес-плана.
«Полагаться на то, что кто-то будет делать за вас работу, а вы будете коврижки собирать, дивиденды». То есть вы пойдете, наймете каких-то чуваков, которые всё будут делать, а вы будете купоны стричь. Есть не делегируемые вещи, подчеркиваю, не делегируемые, их невозможно делегировать, если вы делегировали - вас ждет полный провал. Например, если вы не разбираетесь в том, что хотите начать, если вы не залезли туда всем нутром, если вы не погрузились, не прожили все шаги.... Например, закусочная, - нужно понять, как готовится еда, в каком месте должна стоять торговая точка, кто партнеры-поставщики, как обстоят дела с налоговой инспекцией, как нанимать персонал и т.д. Пока вы не прошли все эти моменты - не начинайте этого дела, черт побери. Не надо нанимать какого-то управляющего, который обещал вам построить закусочную. Это фейл!
«Кассовый разрыв». Да-да-да, это страшнее, чем кажется. Представляете, вы начали дело, у вас есть какие-то гроши, деньги и так далее, и в самый ответственный момент, когда нужно что-то закупить, потому что уже все началось, у вас нет денег на сырье. И всё накрывается медным тазом, потому что уже никто из друзей, кто вас поддерживал, не даст ни копейки, а ваших денег уже нет. И всё, вы попали в кассовый разрыв. Необходимо считать деньги, ребята. Если вы начинаете дело и пытаетесь обойтись без финансовой математики, (как-нибудь прорвемся),  хрена-с два.  Вы не просто не прорвётесь, вы нарвётесь. И вот эта степень нарывания на эти ловушки вам будет отрывать сперва культяпки, потом еще что-то, потом вы будете залезать в займы… И потом вы как обессиленная гусеница с оторванной полужопой, будете ползти и говорить: «Почему-то бизнес не взлетает».  
«Тащить деньги из бизнеса». Не нужно тащить деньги из бизнеса пока он не встал на ноги. А то: только что-то чуть-чуть начало получаться, предприниматели сразу кричат: «о, мы бизнесмены, мы предприниматели, BMW купим, в Турцию съездим, в клуб какой-нибудь понтарезный вступим». Тащить деньги из бизнеса, когда это хрупкое и нежное создание нельзя. Любое обескровливание даже на грамм приводит не просто к опасности, а к началу деструктивного процесса. Потому что люди, начав понтарезиться, не могут остановиться и начинают увеличивать эту тягу. Всё, - вампиры! Вампиры, хватит вампирить! Ошибка: вампиря собственный бизнес, вы вампирите себя! Себя, своё будущее, своё возможное светлое будущее.
Придёт время, когда бизнес распухнет и будет просить: «Забери деньги». Но пока этого не случилось, не лезьте в кассу, не будьте вампирами, иначе убьете всё. У меня во всех компаниях есть параметр - 20% годовых на работающий капитал. Если компания начинает приносить менее 20% на задействованный капитал, то менеджеры, которые замотивированы приносить больше, приходят и сами начинают меня упрашивать забрать деньги. Это значит дальнейшее оставление денег в этом бизнесе не целесообразно.
До начала бизнеса возьмите и определите себе минимальную з/п - на уровне 20%, а лучше 30% ниже, чем получают менеджеры конкурирующих или схожих фирм. А вообще, если вы можете обойтись без этого, лучше обойдитесь, потому что предприниматель должен работать за 0. Любая дополнительная нагрузка на бизнес и высасывание крови, в том числе так называемая зарплата, может превратиться в «что-то маловата зарплата». И началось... Когда бизнес будет пухнуть, уже складывать некуда, он сам покажет: «эй, давайте, забирайте деньги, какой-нибудь другой бизнес сделайте». Или: «купите уже себе что-то».
«Бояться закрыть то, что не получилось». Если бизнес издох – закрывайте его. Не нужно продолжать пинать мертвую лошадь, пытаться взять её за ноги и переставляя их цокать «цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок». Никаких сил не хватит. Прежде, чем у предпринимателя, начинающего бизнесмена что-то получится, у него может быть 10-20 фейлов, провалов. Представьте себе, что вы как кандалы взваливаете на себя эту мертвую лошадь и как бурлак на Волге её тащите, изнашиваете себя, обессиливаете, ложитесь и говорите: «нет, нет никакой возможности делать в России бизнес». Почему бы вам вовремя не отрезать путы и не начать что-то новое?
Как понять, что лошадь мертвая? Представили да: лошадь умерла, большая зверюга лежит. Вы её пинаете...вставай... Так вот как это выглядит в команде: у людей потухшие глаза, у вас тоже. Вы живёте прошлым, часто вспоминаете, вот раньше было: вода – мокрее, колбаса по 2.20… Частенько вспоминаете, перебираете фотографии, ностальгируете, а вот благоприятного ощущения от будущего нет. Как будто бы бетонная плита и тупик, и вы все устали. Устали не физически, устали психологически. Потому что давно не получали побед, ощущения, что вы на верном пути. Вы накопили ген проигравшего. Это психологическое состояние и есть мертвая лошадь. Мёртвая лошадь - это не тогда, когда у вас физически лежит мертвая лошадь, мертвая лошадь – это накопленное ментальное, психологическое ощущение, что всё, конец.
Диана Вашкель
Коммуникационное агентство SmartPR
79262677000
diana@smart-pr.agency