Чем отличаются шарнирные подшипники от шариковых

13 Февраля 2020

Разновидностью подшипниковых опор является шарнирный узел, который состоит из двух оснований. Наружная и внутренняя части элементов детали имеют сферические поверхности или шарообразную форму, за счет которой происходит скольжение. Служат опоры для передачи разных видов нагрузок — радиальной, осевой и комбинированной. Шарнирный подшипник еще называют самоцентрирующимся, что связано с возможностью изменения угла одного кольца по отношению к другому.

На какие виды классифицируются сферические узлы

Восприятие осевых, радиальных и совмещенных нагрузок позволяет использовать опоры в подвижных и статичных механизмах. Активно применяются такие устройства в составе агрегатов с динамичными частями и неблагоприятными воздействующими условиями (пыль, загрязнения, вода). Встретить шарнирные подшипники можно в конструкциях сельскохозяйственных машин, экскаваторов, спецтехники.

Шарнирные опоры, состоящие из двух взаимно перемещающихся колец, делятся на два вида:

  • Подвижные — сочленения, которым свойственно смещение одного кольца относительно другого, но с учетом развития незначительной скорости скольжения. В соединениях подобного типа используются устройства с отверстиями и подающими канавками, а также без них. Технологические проемы могут находиться только на внутреннем кольце или на обеих обоймах. Они предназначены для подачи смазывающих веществ в непосредственное место шарнирного сочленения.
  • Неподвижные — монтажные соединения, которые служат для восприятия единичных сдвигов путем перемещения одной обоймы по отношению ко второй с компенсацией возникающей несоосности. Сочленения такого вида выпускаются только в трех модификациях: ШМ, ШМП и ШМЛ. Все варианты не имеют технологических отверстий для смазки, а отличаются они по месту расположения поперечных разломов.

Для изготовления опор используется не только сталь. Применяются и такие материалы, как бронза, латунь, олово, сплавы алюминия и меди, серебра и баббита.

Важно знать! Грузоподъемность шарнирных подшипников выше у тех модификаций, которые не имеют технологических отверстий и канавок для внесения смазочных веществ.

Конструктивные особенности обойм

Шарнирные виды подшипников изготавливаются с соблюдением соответствующих стандартов.

По способу исполнения кольца соединителей бывают трех типов:

  • Разъемные (или двухразломные). Внутренняя обойма, изготавливаемая из органоволокнита, имеет две прорези, что позволяет осуществить разъединение сопряженных элементов. Такие устройства применяются с целью выравнивания нежелательных допусков в гидравлических системах рулевого управления.
  • Неразъемные. Состоят из двух колец, которые имеют неразборную конструкцию.
  • С одной прорезью. К ним относятся устройства ШСП, ШСПК, ШСПК1 и ШП.

Сферические подшипники, внутренние кольца которых изготавливаются из органоволокнита или металлофторопласта, называются самосмазывающимися. Они не нуждаются в подаче спецвещества, что является одним из главных преимуществ.

Маркировка подшипников

Каждая опора имеет соответствующую маркировку, в которой буквы обозначают ее тип, а цифры — это внутренний диаметр в миллиметрах. Для обозначения сферических опор применяются цифровые и буквенные обозначения:

  • Степень точности. Бывает двух вариантов: 1 и 2. Первая степень точности не указывается.
  • G — обозначает шарнирный подшипник.
  • Конструкция внутренней обоймы. Буква E — с одним разломом, а I — с двумя.
  • Серия диаметров. GE — стандартная серия.
  • Внутренний диаметр. Выражается в виде двухзначного цифрового значения, которое равно номинальному числу в миллиметрах.
  • Конструктивная разновидность. Указывает, из чего изготавливаются наружные и внутренние кольца.
  • Виды материалов поверхности скольжения.

Если иметь представление о том, что указывается в маркировке подшипника, то не составит большого труда узнать его основные параметры без использования справочника.

Достоинства применения сферических опор

Для изготовления подшипников применяются специальные марки стали (ШХ15 и ШХ15СГ). Реже встречаются варианты из нержавейки 95Х18Ш. Активное применение сферических элементов обусловлено следующими их преимуществами:

  • способность воспринимать вибрации и ударные нагрузки;
  • простота конструкции;
  • сохранение работоспособности при воздействии влаги, пыли и прочих загрязнений;
  • низкие значения шума.

Шарнирные подшипники крупные. У них низкий уровень КПД. Однако эти недостатки не мешают использованию подобных опор в различной технике и оборудовании. При выборе устройств нужно учитывать несколько параметров, поэтому при затруднениях рекомендуется обращаться к специалистам.

https://tbbs.ru