Принцип работы виниловых пластинок

2 Июня 2020

Едва ли кто-то думал в конце XX века, что «изжившие своё» грампластинки и через пару десятилетий будут активно использоваться меломанами, отправляя на свалку истории сегодня уже более современные компакт-диски. Продажа виниловых пластинок не только не прекратилась, а даже потихоньку набирает обороты. В 2020 даже индии-группы, в основном издающие новые альбомы только под релизы на многочисленных цифровых площадках и напрочь забывшие об аудиокассетах и CD, печатают винил крохотными тиражами для ценителей. Прослушивание музыки именно с винила – это не только отдельный сорт удовольствия, но и нечто статусное. Впрочем, к этому мы ещё вернёмся, а начнём с того, как же всё устроено.

Однажды знакомый музыкант в ответ на просьбу объяснить принцип работы виниловой пластинки «на пальцах», задумавшись на несколько секунд, предложил представить себе самую обыкновенную расчёску. Наверняка любой из вас когда-нибудь да проводил по её зубцам если не линейкой, то тем самым пальцем. Так вот, колебания, образующиеся в процессе такого движения, сделанного с достаточной скоростью, чем-то схожи с извлечением музыки из винила. Только у классической расчёски все зубцы одной длины, что даёт равномерный звук, а неровности пластинки его кодируют. Для тех, кого «напалечное» объяснение не удовлетворяет, ниже ещё некоторое количество слов «по науке».

Виниловая пластинка представляет собой диск из того, что профессионалы называют виниловой смолой – её в составе порядка 95%. Фактически это сополимер винилхлорида и винилацетата, к которому присоединяется ещё некоторое количество добавок. Пропорции и состав производители не разглашают по той простой причине, что именно от их комбинации напрямую зависит качество продукции на выходе.

Сам по себе винил прозрачный, а привычный всем чёрный цвет достигается добавлением графитового порошка, либо других красителей. Отдельные их виды, применявшиеся в прошлом, делали общую массу чуть более «шумной» – это стоит иметь в виду, выбирая необычные пластинки старых тиражей.

Мы не будем вдаваться во все этапы истории звукозаписи. Однако, вспоминая пример с расчёской, скажем лишь, что простейшим прообразом современного винила можно считать металлические диски музыкальных шкатулок. На них тоже присутствовали спиральные канавки с точечными углублениями, расположение которых соответствовало мелодии. Чтобы разобраться в принципе функционирования современных виниловых пластинок, сначала скажем пару слов об их изготовлении.

В наши дни уже записанную и сведённую музыку воспроизводят в реальном времени в токарный резец. Звуковые волны приводят в движение иглу, которая прорезает дорожки, глубина которых отражает форму звуковых волн, в тонком лаковом диске. На его основе изготавливают металлическую матрицу – точный «негатив» записи с выпуклостями вместо бороздок. Затем её загружают в гидравлический пресс и вдавливают в мягкий винил, формируя таким образом пластинку.

Способ воспроизведения практически не изменился со времён первых фонографов и граммофонов. Пластинка с записанной на неё музыкой помещается в проигрыватель на специальный «стол» с мотором, который может вращать её с постоянной скоростью. На диске расположена борозда – направляющая для иголки, имеющая вид концентрических окружностей, медленно сужающихся от края к центру. Головка проигрывателя помещается в канавку на краю пластинки, и винил начинает вращаться/

Неровности на дне борозды заставляют иглу колебаться. Их интенсивность и частота и определяют образующийся звук. Игла приводит в движение небольшой магнит внутри катушки проводов, который вызывает колебания тока, идущего в колонки. Там он снова преобразуется в движение, заставляя мембрану динамика вибрировать и производить звуковые волны, которые и были когда-то вдавлены в дорожки. Нашим ушам остаётся только впитывать. Надеемся, теперь вам стало понятнее, как работают виниловые пластинки.

Почему всё больше людей возвращаются к винилу или, если говорить о молодом поколении, тянутся к нему и мечтают иметь свой проигрыватель? В нашем мире всё больше легкодоступного. В этом есть много плюсов, но потеря некой ритуальности действий по душе далеко не всем. Кому-то действительно достаточно кликнуть мышкой и вследствие этого простого действия заиметь какую-то музыку фоном. Для других крайне важны и качество звука, и сам процесс подхода к проигрыванию: достать пластинку, почистить, положить на «блин», опустить на неё иглу и внимательно послушать. Таким людям хочется обладать альбомами любимых исполнителей не только в виде папки на компьютере.

Здесь играет роль ещё и тактильность: кто-то воспринимает только бумажные книги с запахом типографской краски, и так же люди любят вытаскивать свои пластинки из конвертов, в сотый раз рассматривать обложки и чувствовать эту ценность обладания не файлом, но чем-то вещественным. Да и собирать цифровые коллекции – вовсе не то же самое, что заполнять винилом полки вокруг проигрывателя.

Ценность пластинок ещё и в том, что качественные издания при правильном аккуратном обращении столь же хороши и десятилетия спустя, чего нельзя сказать о компакт-дисках, которые порой просто перестают читаться. Как ни крути, а обладатели хороших коллекций винила всегда будут смотреть немного сверху вниз на слушающих MP3, и спорить с ними стоит едва ли.

https://vinyloteka.ru/