Внедрение автоматизированного управления цепочками поставок в тульском SPAR

26 Июня 2019
«Регулярные промоакции – наш ключевой инструмент в борьбе за покупателя.  Для получения максимального эффекта мы должны поддерживать оптимальный размер страхового запаса, заранее реагируя на сезонные колебания спроса и праздничные дни. Но, чтобы не вызвать удорожание логистики, важно не нарушать ритмичность поставок.Простые системы автозаказа нас не устраивали – мы искали решение с развитыми возможностями прогнозирования покупательского спроса. Необходимые инструменты для решения наших задач мы увидели в системе автоматизации управления цепочками поставок - RS.SCM…»

Исполнительный директор СПАР Тула, Андрей Аносенко

О компании

SPAR – это одна из крупнейших в мире сетей супермаркетов, которая состоит из 13 700 магазинов, и обслуживает ежедневно 9 миллионов покупателей. Товарооборот - свыше 27 миллиардов евро. SPAR объединяет под одним именем независимых оптовых и розничных торговцев и работает в 35 странах мира. Торговая сеть SPAR Тула включает 50 супермаркетов в Тульской, Рязанской, Калужской и Московской областях. Компания основана в 2004 году.

Предпосылки

В 2017 году в компании SPAR стартовал очередной этап развития систем автоматизированного управления розничными процессами. В компании уже долгое время применялось централизованное управление запасами, но заказ товара велся менеджерами преимущественно вручную. Отсутствие автоматизации ограничивало скорость и качество исполнения процесса.

Подготовка к внедрению

Проектная команда ритейлера выработала цели и обозначила желаемые результаты проекта по автоматизации управления цепочками поставок:
- Автоматизация расчета заказов на всех уровнях цепочки поставки
- Оптимизация товарных запасов магазинов и распределительных центров
- Повышения качества управления автозаказами и заказами магазинов
- Уменьшение списаний и логистических затрат
Тульский SPAR это сеть супермаркетов, работающая с 19 000 SKU активного ассортимента, и обладающая высоким уровнем организации процессов, поэтому особые требования выдвигались не только к функциональным возможностям, но и к производительности и безотказности программного продукта.

Для любой системы автоматизации чрезвычайно важна постоянная корректность поступающих данных. Поэтому для подготовки компании ко внедрению RS.SCM, ритейлер применил комплекс организационных мероприятий по улучшению качества данных в учетной системе. В результате:
- Приходы вводятся вовремя, а по проблемным группам товаров проводятся регулярные выборочные инвентаризации. Остатки в магазинах всегда актуальны.
- Товары вводятся и выводятся из ассортимента в нужное время, и ассортиментные матрицы поддерживаются в актуальном состоянии.
Ход проекта

Сначала систему обкатали на ограниченном ассортименте для плавного и безболезненного перехода к новой технологии работы. С мая по август 2017 года, автоматически заказывались товарные группы "Пиво" и "Макароны" для всех магазинов, но без участия РЦ. В результате улучшился уровень доступности товара в магазине и снизился товарный запас по всей сети.

Для категории «Пиво»:
- Товарный запас до внедрения RS.SCM: Было 25 дней - > Стало 17 дней
- Доступность товара в магазине до внедрения RS.SCM: Было 86% - > Стало 96.8%

Для категории «Макароны»:
- Товарный запас на конец периода: Было 35 дней - > Стало 21 дней
- Доступность товара в магазине на конец периода: Было 90% - > Стало 95.2%

Улучшение этих показателей стало возможным благодаря повышению качества прогнозирования спроса. RS.SCM автоматически выбирает наилучший метод прогнозирования для каждой товарной группы исходя из имеющейся истории, равномерности продаж, ошибки прогноза в сравнении с фактическими продажами. Теперь категорийные менеджеры SPAR получают очищенную статистику продаж, учитывающую данные об отсутствии товаров на полках магазинов, сезонные и праздничные всплески продаж, и т.д. На основании статистики система корректирует прогноз потребительского спроса на товарные группы и рассчитывает необходимое количество товаров в заказе. Задача менеджера управления запасам состоит, в основном, из уточнения предрассчитанных заказов. После утверждения, SCM-система автоматически отправляет заказы поставщикам и на РЦ. Экономический эффект пилотного проекта удовлетворил руководителей торговой сети. В течение последующих шести месяцев на систему автозаказа товара перевели весь ассортимент.

RS.SCM спроектирована для работы с большим объемом данных, специфичным для торговых сетей, поэтому система берет на себя наиболее трудозатратные операции, такие как расчет пополнения товарного запаса в магазине, РЦ, и центральном офисе. Для разных товарных групп автоматически применяются наиболее оптимальные способы расчета страхового запаса. Инструменты анализа KPI цепочек поставки позволяют ответственному специалисту видеть детали работы цепочки поставок и изменять параметры пополнения товара непосредственно из своего интерфейса.

Результаты проекта

Система проводит автоматизированное прогнозирование и пополнение товарного запаса по всей цепочке поставок ритейлера. Заказы для магазинов автоматически формируются по всему ассортименту, причем только 5% товаров правится вручную по регулярным заказам без Промо. Промо заказы составляют 20% регулярных, а вручную правится менее половины из них.
- Уменьшилось количество ручного труда. Заказы магазинов централизовано формируют 4 менеджера, тогда как при ручном формировании было необходимо 12 человек. Заказы поставщикам для РЦ формируют 2 сотрудника. До внедрения RS.SCM эту работу выполняли 4 менеджера.
- Товарный запас по всему ассортименту сократился с 25.6 дней до 20.7 дней. Сокращение товарного запаса привело к высвобождению дополнительных оборотных средств и уменьшению количеств списаний товара из-за порчи.
- Доступность товара увеличилась с 78% до 94.3%. Снижение количества Out-Of-Stock уменьшило потери прибыли от упущенных продаж и увеличило лояльность покупателей к ритейлеру.
Со слов исполнительного директора SPAR Тула, Андрея Аносенко, руководившего проектом по автоматизации цепочки поставок, кроме очевидного результата – сокращения товарных запасов и повышения уровня сервиса, система позволила в удобной форме вести графики заказов. Это, в свою очередь, уменьшило количество случаев путаницы с графиками, особенно при временном переключении прямых поставок товара на поставки через РЦ. Выстраивание экономичных цепочек поставок - комплексный проект, который зависит как от степени зрелости бизнес-процессов ритейлера, так и от качества работы поставщиков. Для дальнейшего улучшения бизнес-показателей, компания SPAR планомерно работает над улучшением уровня сервиса поставщиков и подбирает более надежных контрагентов.
Алексей
АСТОР