ТГУ может стать сертифицированным центром АВТОВАЗа

19 Марта 2020
Создание распределённого инжинирингового центра, способного обеспечивать быструю сборку центров компетенций под решение задач полного жизненного цикла, стало ключевой темой заседания научно-технического совета «Автомобилестроение» Технологической платформы «Лёгкие и надёжные конструкции». Встреча прошла 13 марта 2020 года на площадке Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Технологическая платформа – это инструмент выстраивания коммуникации и взаимодействия науки, образования, бизнеса и власти. Предыдущие два заседания НТС прошли на высокотехнологичных производственных площадках ЗАО «Сеспель» в Чебоксарах и ЗАО «ЛАДА-ФЛЕКТ» в Тольятти. Провести совет на базе центра НТИ «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого председателю НТС ректору опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Михаилу Кришталу предложил Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ, лидер (соруководитель) рабочей группы «Технет» НТИ.

– Третье заседание проходит уже не на предприятии, а в инжиниринговом центре, причём без преувеличения самом сильном в России. Это значит, что мы движемся в сторону инноваций и обсуждаем здесь не только вопросы внедрения уже имеющихся разработок, но и инжиниринг, включая законодательные аспекты, – рассказал Михаил Криштал. – Кроме того, проведение совместного Научно-технического совета на базе центра НТИ – свидетельство растущего интереса к взаимодействию вузов Самарской области и СПбПУ Петра Великого, с одной стороны, и предприятий (в частности АВТОВАЗа), входящих в консорциумы НТИ и межрегионального научно-образовательного центра «Инженерия будущего» (НОЦ), с другой.

Совещание посвятили обсуждению цифровизации процесса разработки новой продукции и другим тенденциям в технологической платформе «Лёгкие и надёжные конструкции». Обсудили возможности использования в интересах предприятий реального сектора экономики компетенций вузов по разработке современных материалов и технологий. Опытом работы поделились представители Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ, ПАО «РКК «Энергия», АО «Супер-Авто Холдинг».

Проектный директор по работе с органами управления НОЦ и экспертным сообществом Дирекции АНО «Институт Регионального Развития» Денис Гусев рассказал о развитии проекта НОЦ «Инженерия будущего».

Сообщение директора по проектированию автомобиля службы исполнительного вице-президента по инжинирингу АО «АВТОВАЗ» Сергея Аманова о развитии инжиниринговых возможностей российских поставщиков для автомобильной промышленности вызвало наибольшую дискуссию. «Одна из проблем – формирование панели так называемых системных поставщиков, способных на основании сформулированного нами технического задания, выдать готовый продукт, который мы можем интегрировать. На сегодня у нас нет ни одного поставщика, который бы соответствовал этим требованиям», – рассказал Сергей Аманов

Схему взаимодействия АВТОВАЗа, поставщиков и сертифицированных АВТОВАЗом инжиниринговых центров, которые бы в интересах поставщиков автозавода проводили опытно-конструкторские и технологические работы, предложил Михаил Криштал.

– Мы готовы дорастить наши компетенции до требований АВТОВАЗа. В том числе в кооперации с Алексеем Ивановичем (Боровковым – Прим.авт). Близость к предприятию, пожалуй, сделала бы нас интересной для инжинирингового центра СПбПУ. Мы бы интегрировали все наши компетенции в одном месте, и поставщики, и АВТОВАЗ получили бы надёжного партнёра, – заверил Михаил Криштал. – Сергей Раимжанович Аманов от имени АВТОВАЗа рассказал, какие требования АВТОВАЗ предъявляет к своим поставщикам, которым далеко не просто. По сути, им нужно иметь в той или иной мере свой инжиниринг. Но необязательно этот инжиниринг должен быть внутри компании, он может быть на аутсорсе. Поэтому для повышения эффективности разработки и постановки продукции на производство в интересах как автопроизводителя, так и его поставщиков надо использовать кооперацию, в том числе на базе цифровых решений и единых систем менеджмента качества.

Один Центр не в состоянии обладать всеми компетенциями, поэтому второй ключевой темой стала тема распределённого инжиниринга. Это схема, которую можно реализовать на цифровой платформе, позволяющая обеспечить интеграцию различных центров компетенций в целях реализации какого-либо комплексного инжинирингового проекта полного жизненного цикла от разработки до постановки продукции на производство, включая сопровождение и утилизацию. Центры, входящие в эту платформу, должны быть сертифицированы в единых системах и обеспечивать гарантированное качество услуг. Проект создания такой платформы в рамках межрегионального НОЦ «Инженерия будущего» был предложен Тольяттинским госуниверситетом, одобрен губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым и поддержан руководителем Центра НТИ СПбПУ Алексеем Боровковым.

– Как правило, компании, работающие на мировом рынке, ставят очень непростые задачи. Мы называем их «проблемы-вызовы», потому что, если бы промышленность могла решить эти задачи самостоятельно, она это сделала бы, – поясняет Алексей Боровков. – Подобные вызовы могут касаться потребительских характеристик продукта для обеспечения его конкурентоспособности на глобальном рынке или производственных процессов, требующих повышения эффективности, или любых других задач, связанных со всем жизненным циклом продукта от появления идеи продукта до выхода товара на рынок, его обслуживания и утилизации. Эти задачи становятся всё более наукоёмкими и мультидисциплинарными. Именно поэтому в таких проектах появляются университеты: как правило, одна организация не способна обладать всеми необходимыми ресурсами и компетенциями для решения комплексной научно-технической проблемы такого уровня, какой сейчас определяет мировой высокотехнологичный рынок. При этом времени и денег на решение этих сложных задач становится всё меньше. Именно поэтому принципиально важна быстрая сборка проектных консорциумов, обладающих необходимыми компетенциями, технологиями, оборудованием, и способных совместно с промышленностью приступить к решению поставленной задачи максимально оперативно.

Сергей Аманов сообщил, что озвученная тема, безусловно, важна и требует развития. Следующее совещание научно-технического совета «Автомобилестроение» Технологической платформы «Лёгкие и надёжные конструкции» запланировано на осень 2020 года. По предварительной договорённости оно пройдёт в Томске



ДЛЯ СПРАВКИ

Научно-технический совет «Автомобилестроение» платформы «Лёгкие и надёжные конструкции» был создан в декабре 2018 года во исполнение решения совещания, прошедшего в конце апреля 2017 года в Тольятти под председательством генерального директора Межведомственного аналитического центра (ОАО «МАЦ») Владимира Довгия, курирующего все действующие в России технологические платформы по наиболее перспективным направлениям научно-технологического развития. Председателем НТС избран ректор ТГУ, доктор физико-математических наук, профессор Михаил Криштал.

В состав совета входят представители Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства промышленности и технологий Самарской области, АО «АВТОВАЗ», Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ», МАДИ, института физики прочности и материаловедения СО РАН, Тольяттинского государственного университета, инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ и другие.
Колпашникова Ольга
Молодежный медиахолдинг
+78482539392
press.tgu@yandex.ru