«Бережливая поликлиника» - оптимизация буджетных поликлиник современными менеджмент-подходами

23 Августа 2018
Атомоград Сосновый бор — крупный город в Ленинградской области, где с 1973 года работает Ленинградская атомная электростанция. Для обеспечения здоровья начеления на территории города действует крупная ЦМСЧ № 38. Сосредоточенность крупных предприятий атомной отрасли дают городу Сосновый Бор особый статус. Особое значение в Атомграде отведено здоровью его жителей, 18 тыс. из которых являются работниками опасных и особо опасных условий труда. Именно поэтому единственное в городе учреждение входит в федеральную структуру Медико-биологического агентства России. Нужно отметить, что ЦМСЧ № 38 Соснового Бора представляет собой мощную структуру здравоохранения, руководство которого нацелено на работу в современном формате – с высокой доступностью и качеством медицинских услуг. С конца прошлого года городская поликлиника ЦМСЧ № 38 медсанчасти стала частью общероссийского проекта «Бережливая поликлиника» благодаря содействию руководителю ФМБА России. В основе проекта лежит производственная система Росатома, которая был создана на синтезе советских, западных и востоных менеджмент-исследований и практик. «Бережливая поликлиника» - отраслевой ПСР-проект, направленный на оптимизацию деятельности медицинских учреждений и повышению качества медицинских услуг. Руководство ЦМСЧ №38 решило рассказать об итогах участия, интеграции ПСР в российские реалии медицинских учреждений. Медицинская система становится все более гибкой, стандарты работы — электронными. Возмоно ли изметить облик бюджетного медицинского учреждения и сломать стериотипы? Об этом поговорили с директором ЦМСЧ №38 Викторией Филин. — С чего стартовала ЦМСЧ №38 при запуске проекта? На каком базисе и «фундаменте» кадровом и хозяйственном было решено реализовать проект? — Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в нашем городе, стало возможным благодаря нашему тесному сотрудничеству с руководством РосАтома, в частности с директором ЛАЭС - В.И. Перегудой. Приезд Владимира Викторовича Уйбы в 2017 году позволил нам организовать деловую встречу трех сторон – ФМБА России, Администрация города и руководство ЛАЭС, в ходе конструктивного разговора было принято решение о реализации проекта «Бережливая поликлиника» на базе ЦМСЧ № 38. Основным объектом для работы стала городская поликлиника, которую ежедневно посещают до 1500 пациентов. Для меня, как для руководителя медицинской организации принципиально важно организовать работу амбулаторных подразделений не только в формате современных стандартов, но и максимального удобства и удовлетворенности жителей нашего города. Суть "Бережливой поликлиники" — в сбережении ресурсов, времени и даже эмоций всех участников процесса. Для этого сформирована новая форма приема и распределения пациентов, «выровнена» работа регистратуры, врачей и лабораторий. В поликлинике проведены ремонтные работы, закуплено оборудование и электронные системы, введен электронный формат медицинской документации, начиная от электронной очереди и заканчивая электронным листком временной нетрудоспособности. Это уникальная система, которая объединила работу всех специалистов поликлиники. — Помимо переосмысления внешнего вида ЦМСЧ №38, что было сделано для адаптации кадрового состава? Все ли приняли проект и были ли те, кто не прошел адаптацию к новым стандартам? — Мной были поставлены задачи перед заместителями, в максимальные сроки наладить работу медицинского персонала по новым стандартам «Бережливой поликлиники». Обучение проводилось в несколько уровней, регистраторы обучались работе вежливого общения и правильной маршрутизации пациентов, врачи и медицинский персонал – заполнению и ведению электронной медицинской документации. Переход на компьютерную обработку медицинской информации и снижение бумажной нагрузки на врача являются важным фактором оптимизация труда. — Обновление инфраструктуры, обновение внешнего вида позволило изменить отношение к своей работе самих сотрудников? Изменилась ли сама атмосфера больницы и в какую сторону? — Конечно, даже ремонтные работы и новый облик поликлиники уже настраивает каждого из нас работать «по-другому». Изменилась входная группа – потоки пациентов имеют четкое распределение. Далеко не всегда человек обращается в поликлинику за диагностикой и лечением – значительная часть работы первичного звена медицины направлена на профилактику, для которой не всегда нужен врач. Много врачебного времени теряется на околомедицинские процедуры и процессы, которые можно и нужно решать без участия квалифицированного специалиста силами административного звена медучреждения. Для разделения потоков в холле установили информационные стенды, инфоматы. Указателями на стенах и специальных стойках обозначены нужные отделения. — Насколько пациенты быстро приняли новую систему? Как обстоят дела с населением старшего возраста, которые на «вы» с технологиями 21 века? — Растерявшемуся человеку показывают дорогу администраторы — специалисты, которые работают у стойки информации. Они также могут записать на прием через электронные системы. Раньше таких сотрудников в поликлинике не было, возрастная категория жителей теперь не испытывает трудностей с записью на прием через современные аппараты. — В цифрах и фактах: замеряли ли успешность реализации проекта? — «Бережливая поликлиника» позволила решить важные задачи: во-первых - оптимизация работы регистратуры с возможностью электронной записи к врачу, раньше пациенты стояли в «живой очереди» начиная с регистратуры; во-вторых - перераспределение потока пациентов с увеличением нагрузки на средний медицинский персонал (для профилактики не нужен врач, как мы уже с вами обсуждали выше) позволило сократить сроки ожидания пациентов «за справкой…», «на прививку…», «просто проконсультироваться…» и т.д., а следовательно (!) значительно снизить ожидание больного человека в очереди; в третьих - уменьшение рукописной работы врача с увеличением времени на работу с пациентом; ну, и, в конце концов – создать идеальную модель работы амбулаторно-поликлинического звена. — Какие проблемы «вскрыл» проекта? Какими спрсобами ваша команда его решила? — Пожалуй, основная проблема – это неготовность некоторых людей к переменам, с такими мы сталкиваемся как в коллективе, так и в лице пациентов. Есть такой тип, коренные консерваторы, которым проще жить в привычном мире… среди медицинских работников эту проблему мы решили быстро – обучение и наглядные примеры удобства в работе стали весомыми аргументами, а вот с пациентами – это дело времени и привычки, но мы будем стараться доказать, что наша «Бережливая поликлиника» - это пролонгированный шаг к качеству медицинской деятельности. — Привлекло ли это новые высококвалифицированные кадры в ЦМСЧ №38? Какие дальнейшие шаги реализации проекта? — Кадровый вопрос – это боль, наверное, каждого руководителя учреждения здравоохранения небольшого города. Для нас, так этот вопрос двойной проблемы. У нас достойные зарплаты, условия работы и замечательный коллектив, но нет жилья, которое мы бы предложили при трудоустройстве. Уверена, 20 единиц жилой площади – решили бы нашу проблему (улыбается). Но это отдельный разговор. Тем, не менее штат врачей в поликлиники значительно пополнен, у нас полностью укомплектована кардиологическая служба (5 врачей в поликлинике), на работу приняты врачи-терапевты и узкие специалисты. Мы усиленно ведем работу по привлечению кадров, высококвалифицированных медицинских работников, ведь жителя Атомграда – это уникальные люди, к которым хочется максимально проявить заботу и качественную медицинскую помощь.
ЦМСЧ № 38 ФМБА России
ЦМСЧ № 38 ФМБА России
zmsch38@mail.ru