Карта самых продаваемых лекарств и аптечных товаров в России

15 Сентября 2021
На основе данных об аптечных продажах лекарственных средств в России за 2020 год, предоставленных исследовательской компанией DSM Group, аналитическая компания Marketing Logic составила интерактивную карту продаж препаратов в регионах страны.

По данным DSM Group, наиболее продаваемые лекарства и аптечные товары в России по количеству упаковок в год это (ТОП-10): цитрамон (более 77,5 млн. уп.), парацетамол (72,3 млн. уп.), ацетилсалициловая кислота (56,9 млн. уп.), бактерицидный пластырь (44 млн. уп.), омепразол (36,7 млн. уп.), цефтриаксон (29,3 млн. уп.), хлоргексидин (16,5 млн. уп.), активированный уголь (10,8 млн. уп.), нафтизин (10,1 млн. уп.), корвалол (9,3 млн. уп.).

При этом распределение наиболее продаваемых лекарств и аптечных товаров по регионам неравномерно. На карте отображены препараты и аптечные товары, входящие в ТОП-5 по количеству продаж в упаковках хотя бы в одном регионе России. Часть из них занимают лидирующие позиции практически по всей стране, часть – только в отдельных субъектах. И в каждом из регионов ТОП-5 лекарств и аптечных товаров отличаются, что создаёт различную аналитическую картину для каждого препарата и товара в масштабах страны.

На карте для наглядности показатели продаж каждого лекарственного препарата и аптечного товара отмечены цветами различной интенсивности в зависимости от градации по объёмам продаж в упаковках. Объём продаж, равный нолю, говорит о том, что регион не входит число субъектов, где выбранное лекарственное средство входит в ТОП-5 по продажам в упаковках, поэтому его данные на карте не обозначены.

Например, продажи хлоргексидина входят в ТОП-5 только в 7 регионах страны: Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, республиках Татарстан и Удмуртия, Ярославской и Кировской областях.
Продажи нафтизина входят в ТОП-5 уже в 10 регионах.
При этом продажи ацетилсалициловой кислоты входят в пятёрку самых продаваемых лекарств в упаковках в более, чем 60 регионах страны.

«Визуализация данных – это один из наглядных инструментов, который позволит пользователям оперативно видеть различия в географических особенностях продаж лекарственных препаратов. Для построения стратегии продвижения своих товаров в конкретном регионе учитываются и представленные на интерактивной карте рейтинги по упаковках. Конечно, интересно и аналогичные распределения по стоимостному объему, и по средней стоимости упаковки. Интерактивная карта позволяет сразу увидеть регионы, которые похожи и их можно сгруппировать для того, чтобы в дальнейшем применить в них одинаковую стратегию продвижения», - говорит о возможностях использования данных генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

«Благодаря данным, которые предоставили коллеги из DSM Group, мы можем наглядно увидеть распределение продаж различных лекарств и аптечных товаров в масштабе страны. Думаю, это будет любопытно увидеть не только производителям и дистрибьютерам, но и более широкому кругу. Где-то в уровне продаж отражается более высокий уровень жизни и доступность лекарств, где-то свои региональные или культурные особенности и привычки, возможно, имеет своё значение степень представленности госпитального сегмента и уровень развития медицины в целом. Аналитические выводы могут быть различными в зависимости от того, кто и с какой точки зрения их интерпретирует», - говорит управляющий партнёр Marketing Logic Дмитрий Галкин.

О КОМПАНИЯХ:
Marketing Logic – российская высокотехнологичная компания, реализующая проекты по всей стране. Мы помогаем управлять бизнесом на основе анализа данных и больших объёмов информации (Big Data). Команда Marketing Logic использует и разрабатывает самые современные решения и инструменты и предлагает услуги разного уровня сложности от анализа локаций и целевых групп до комплексной оптимизации сети, роста продаж и управления отношениями с клиентами.
Наши специалисты изучают рынок, расположение объектов, оценивают потенциал и cost-benefit
конкретных действий для различных отраслей в направлениях стратегического менеджмента, маркетинга, продаж, продуктов, персонала и клиентов. Мы разрабатываем индивидуальные георешения, используем передовые технологии обработки данных и анализа и гарантируем результат нашим клиентам.
Отраслевой опыт и экспертиза. Наша команда имеет многолетний опыт работы в банковской отрасли и страховании, розничной торговле и в международном консалтинге.
Уникальная витрина данных. Мы собрали и актуализировали более 2000 метрик, имеющих пространственную привязку, для 750+ городов России.
Алгоритмы и технологии. Мы разработали уникальные алгоритмы и технологии, позволяющие строить детальные пространственные модели и проводить высоконагруженные вычисления.
Инструменты визуализации. Для наглядной демонстрации результатов работы мы создали геоинформационную систему «Атлас», которая позволяет в интерактивном режиме работать с данными.
Подробная информация о компании представлена на сайте marketing-logic.ru.


DSM Group - маркетинговое агентство, специализированное на исследованиях фармацевтического рынка, проведении конференций и оказании рекламных услуг компаниям медицинской отрасли.
Исследования. DSM Group на рынке маркетинговых исследований с 1999 года. Агентство предоставляет информацию по потреблению лекарственных препаратов, ежемесячно выпуская базы данных розничного аудита, госпитального аудита и аудита льготных лекарств в странах СНГ (Россия, Киргизия, Казахстан, Белоруссия и Узбекистан).
Деятельность организации по проведению розничного аудита фармацевтического рынка России соответствует системе менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001:2015.
Компания предоставляет своим клиентам комплекс маркетинговых услуг, регулярно анализирует тенденции рынка, освещая их в газетах и деловых журналах. Клиентами являются ведущие мировые производители лекарств. На данные агентства ссылаются ведущие общественно-политические издания страны, результатами исследований пользуются инвестиционные аналитики и крупные банки.
Реклама и полиграфия. DSM Group предоставляет комплексный рекламный сервис специалистам фармотрасли: маркетинговое планирование, дизайн, разработка и поставка сувенирной и полиграфической продукции для промо-акций и специальных проектов.
Организация конференции и корпоративных мероприятий. DSM Group организует и проводит форумы и конференции для профессионалов фармацевтического рынка, разрабатывает уникальные концепции проведения собственных мероприятий клиентов.  
Подробная информация о компании представлена на сайте DSM.RU.
Илья Майзель
Marketing Logic
Marketing Logic