Включенные люди: как тьюторство и наставничество влияет на развитие детей, живущих без семьи

28 Декабря 2020
На сегодняшний день в детских домах России более 80% детей — подростки, которым необходим опыт общения со «включенным» взрослым: коммуникация один на один, возможность обсудить насущные личные проблемы и потребности, а также, как, например, в проекте «Настоящее будущее» Благотворительной организации «Мята», возможность проведения досуга и посещение кружков и секций в индивидуальном порядке по собственному графику.


Самостоятельность и индивидуальный подход: как достичь этого в условиях коллективного воспитания

Жизнь подростка в сиротском учреждении во многом отличается от жизни такого же подростка в семье. Речь даже не об отсутствии родителей как таковом: возьмём к примеру возможность перемещения ребят. Ребёнок из детского дома гораздо дольше остаётся под крылом опекуна: он не может самостоятельно ездить по городу, посещать какие-то интересные занятия и мероприятия в одиночку или с друзьями. До старшей школы ребёнок из детского дома должен быть под присмотром. Вот и выходит, что воспитание и образование становится коллективным без учёта индивидуальных особенностей детей, потому как воспитателю физически не разорваться на всех ребят.

Тьюторская поддержка - важное условие для гармоничного развития ребенка, живущего без семьи

Так в жизнь сирот может войти тьютор. Человек, который будет посещать с ребёнком интересные занятия и городские события, который вместе с ним пройдёт этап адаптации в новом коллективе и просто будет рядом, чтобы обсудить успехи и помочь решить какие-то жизненные трудности. В проекте «Настоящее будущее» тьюторы также при обоюдном желании могут брать на себя функции репетитора и помогать подопечному с усвоением школьной программы, что тоже весьма актуально: уровень образования детей-сирот зачастую существенно ниже принятых норм. По опыту БО «Мята» пара тьютор-ребёнок, сформировавшись однажды, может устойчиво существовать годами, переходя в доверительные отношения и сохраняясь даже после выпуска ребёнка во взрослую жизнь.

Зачем нужен тьютор, когда возможности перемещения ограничены?

В 2020 году проект столкнулся со сложностями в связи с введением коронавирусных ограничений: тьюторы не могли видеться с детьми и поддерживали связь по телефону и в социальных сетях. Сейчас по прошествии времени можно уверенно сказать, что из этого испытания достойно вышли все: и дети, и тьюторы. Мы не знаем, как сложится ситуация завтра, но точно знаем, что дети одни не останутся, а современные технологии нам в этом помогут.

Такая индивидуальная поддержка важна каждому ребёнку, поэтому «Мята» с радостью готова делиться своим опытом тьюторства, чтобы как можно больше ребят смогли не только расти и развиваться по собственному сценарию и в собственном темпе, но и получать поддержку от человека, которому не всё равно.

Проект «Настоящее будущее» реализуется при поддержке и с использованием гранта Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

Информация об организации
Санкт-Петербургская общественная благотворительная организация помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Мята» работает с 2014 года. Наша миссия — развитие, поддержка и социализация детей в трудной жизненной ситуации за счёт реализации комплексных программ образования и профориентации. За годы работы в программах «Мяты» приняли участие более 2000 детей из 18 учреждений для детей-сирот и других категорий детей в трудной жизненной ситуации. На базе организации реализуется 4 программы, направленные на социализацию и профориентацию детей.
Александра Российкина
СПб БОО "Мята"
gorodsad.smm@gmail.com