Исследование Zoon.ru — российский бизнес в условиях COVID-19

14 Мая 2020
Более 1500 предпринимателей малого и среднего бизнеса сферы услуг из всех федеральных округов России приняли участие в опросе рекомендательного сервиса zoon.ru. Владельцы локального бизнеса рассказали, как выживают в период пандемии и какая поддержка им на самом деле была бы полезна.

Аналитики Зуна опрашивали предпринимателей в течение последней недели апреля. И в первую очередь общались с собственниками бизнеса, который пострадал в период распространения коронавируса больше всего: салоны красоты, рестораны, фитнес-залы, медицинские и ветеринарные клиники, автосервисы и другие локальные заведения.

На основе полученных ответов выяснилось, что в текущей экономической ситуации 90% предпринимателей считают, что пандемия коронавируса повредит их бизнесу. При этом среди наиболее пострадавших отраслей выделяют сферу развлечений (68%), фитнес-индустрию (62%) и индустрию красоты (61%)*.

Самые острые проблемы бизнеса сейчас: нечем платить арендные платежи, нет возможности работать удаленно и невозможность воспользоваться мерами государственной поддержки. По данным опроса, 40% компаний не могут воспользоваться мерами государственной поддержки, хотя она требуется 75% респондентов. В первую очередь, это связано с несоответствием фактической деятельности кодам ОКВЭД.

Однако предприниматели сохраняют веру в будущее. Несмотря на то, что у 80% компаний доходы за последний месяц существенно сократились, 40% респондентов планируют продолжить деятельность в полном объеме.

Предприниматели считают, что в данный момент их бизнес смогут поддержать: снижение налоговой нагрузки (77%), существенные арендные послабления (60%) и смягчение режима самоизоляции (54%)*.

Согласно данным опроса, наиболее перспективными мерами восстановления бизнеса предприниматели называют: привлечение новых клиентов (53%), сокращение издержек (47%) и  выходы в новые сегменты бизнеса (25%)*.

Среди мер поддержки, которые не зависят от государства, предприниматели выделили: остановку арендных платежей (72%), снижение комиссии за эквайринг (31%) и адресную помощь от крупных компаний (22%)*.

*Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Катя Солнечная
Рекомендательный сервис zoon.ru
solnechnaya@zoon.ru