Как проходила реставрация бывшего доходного дома на Большой Полянке

6 Февраля 2020
Сегодня на месте бывшего доходного дома М. Малышева в районе Якиманка находится комплекс элитных особняков «Полянка/44» от Группы ПСН. Его строительство началось в 2014 году. Группа ПСН изначально не рассматривала вариант сноса здесь старых исторически важных зданий.

Девелопер выбрал более сложный путь реставрации особняков, поскольку это место является объектом исторического наследия Москвы.

Центр притяжения российской интеллигенции

Центральный и самый большой особняк «Мускат» — здание бывшего доходного дома купца Малышева, отреставрированное в рамках строительства комплекса элитных особняков «Полянка/44».

Группа ПСН восстановила фасады особняка, построенного в начале XX века по проекту архитектора Густава Гельриха. Вместе с главным архитектором проекта «Полянка/44» Эйданом Поттером из британского бюро JohnMcAslan + Partners и архитекторами-реставраторами мастерской «Эстрейя» девелоперу удалось воссоздать фасады со сложными архитектурными деталями: выносными карнизами и лепным декором. Именно благодаря слаженной командной работе бывший доходный дом получил новую жизнь. Была проведена большая работа по реставрации фасадов и сохранению композиции доходного дома М. Малышева — яркого примера неоклассического стиля на рубеже XIX—XX веков.

Место, где сегодня находится комплекс элитных особняков «Полянка/44», всегда было центром притяжения российской интеллигенции и творческих деятелей разных периодов. Например, до постройки доходного дома М. Малышева здесь жил великий портретист Василий Тропинин. Перед началом Первой мировой войны по проекту немецкого архитектора Густава Гельриха на этом месте был построен доходный дом купца Малышева. В 1930-е годы в одну из квартир въезжает знаменитый художник Лев Бруни с семьей, чьими гостями часто были Анна Ахматова, Арсений Тарковский, Осип и Надежда Мандельштам, Генрих Нейгауз, Николай Пунин. В мемуарах многих из них упоминаются душевные вечера у Бруни с чтением стихотворений, музыкальным аккомпанементом, жаркими спорами о судьбах русской культуры.

Екатерина Тейн, вице-президент по розничным продажам Группы ПСН:

— Мы очень гордимся своим проектом «Полянка/44» и считаем его особенным с точки зрения исторического наследия. В нем есть часть архитектуры и культуры начала XX века. Поэтому мы деликатно подошли к реконструкции бывшего доходного дома М. Малышева. С самого начала отказались от идеи комплексной перестройки, поскольку в районе с таким большим количеством исторической постройки речь могла идти только о бережной реставрации особняков. Нам было важно понять, как выглядели здания ранее, каков оригинальный цвет фасадов, что представляли собой барельефы и декор здания в разные периоды. Команда провела колоссальную работу по поиску данных об особняках в архивах, восстановлению мельчайших деталей фасадов и барельефов, а также по сохранению оригинального цвета домов. Благодаря деликатному подходу и профессионализму команды, которая работала над реставрацией, у нынешних жильцов комплекса есть возможность прикоснуться к истории.

Реставрация фасадов в стиле неоклассика

Фасады здания были выполнены в неоклассическом стиле: помимо строгой пропорциональности эркеров и балконов, на плоскости стены выделялись барельефы с классицистической тематикой. Для украшения здания Густав Гельрих использовал декоративные детали, которые носили аллегорическое содержание по сюжетам древнегреческой мифологии. Вазы были выполнены в виде женских фигур античных богинь, на медальонах представлены воины в шлемах, на лепных панно изображены листья аканта.

Реставрация фасадов в стиле неоклассика

Фасады здания были выполнены в неоклассическом стиле: помимо строгой пропорциональности эркеров и балконов, на плоскости стены выделялись барельефы с классицистической тематикой. Для украшения здания Густав Гельрих использовал декоративные детали, которые носили аллегорическое содержание по сюжетам древнегреческой мифологии. Вазы были выполнены в виде женских фигур античных богинь, на медальонах представлены воины в шлемах, на лепных панно изображены листья аканта.

На момент начала реставрационных работ кирпичная кладка фасадов была частично разрушена, штукатурная поверхность деструктирована, а лепные декоративные детали повреждены и искажены вследствие многократных ремонтов или вовсе утрачены.

Лариса Лазарева, руководитель реставрационного бюро «Эстрейя», научный руководитель реставрационных работ:

— Когда мы приступили к проекту реставрации исторических зданий, они находились в неудовлетворительном и кое-где даже в критическом состоянии. Мощные выносные карнизы и сюжетные художественные архитектурные детали оказались аварийными. Элементы их крепления или отсутствовали, или были разрушены. Ремонтные работы 1970–1990-х годов изменили авторский облик сюжетных лепных композиций. Авторскими оставались всего до 30% существующего лепного декора. В итоге профессиональными лепщиками-реставраторами была проведена колоссальная работа по восстановлению: авторский декор расчищен, частично реставрирован и в большей степени воссоздан по оригиналам.

Команда проделала сложную и скрупулезную работу по реставрации исторически значимых фасадов здания. В итоге гладкие поверхности капитальных стен и карнизы реконструируемых фасадов здания были заново оштукатурены. На здании установлен отреставрированный лепной декор, а также восстановлен оригинальный фисташковый цвет фасадов, поэтому современные особняки комплекса «Полянка/44» деликатно вписались в среду района, не споря и не диссонируя с историческим окружением. Позже этот проект реставрации был отмечен серебряным дипломом в рамках Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие».

Эйдан Поттер, ведущий архитектор британского бюро JohnMcAslan + Partners, главный архитектор комплекса «Полянка/44»:

— При реставрации и реконструкции исторических зданий необходимо проявлять особую осторожность и с уважением относиться к работе с ними. Реставрация жилых домов — это очень деликатный процесс. С течением времени здание может стать незаметным, но в ходе грамотной реставрации оно проявляется, его начинают замечать прохожие, в нем хотят жить люди со своими семьями. Основным требованием при реставрации проекта «Полянка/44» было сохранение исторической ценности здания, которое находится в центре города и является очень важной постройкой для Москвы.

Бывший доходный дом сегодня

После реставрации доходный дом М. Малышева буквально возродился и начал новую жизнь в виде особняка «Мускат» в составе комплекса элитных особняков «Полянка/44», который был введен в эксплуатацию в марте 2019 года. Всего в состав комплекса входят восемь особняков переменной этажности (от четырех до семи этажей): три исторических и пять современных зданий. Кроме сохранения оригинальных фасадов в особняках начала ХХ века, в комплексе разработаны новые планировки квартир, проведена замена всех коммуникаций и лифтов. Пять новых особняков выполнены в современном классическом стиле, благодаря этому дома органично вписываются в малоэтажную застройку района.

На верхних этажах находятся пентхаусы с панорамными террасами, из которых открываются завораживающие виды на центр Москвы. Территория комплекса «Полянка/44» — закрытая, во внутреннем дворе расположен английский сад площадью 0,8 га с живописными лаундж-зонами и зелеными аллеями. В саду созданы уникальные для городской среды водные сооружения — ручей и фонтан. Благодаря садовым элементам в комплексе ощущается атмосфера загородной жизни, несмотря на расположение в самом центре шумного мегаполиса.

Группа ПСН работает на рынке недвижимости с 2000 года. Основные направления деятельности компании — девелопмент и управление недвижимостью. Всего в девелоперском портфеле Группы ПСН — около 2 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости, в том числе пять проектов жилой недвижимости. На январь 2020 года компанией построено и введено в эксплуатацию 607 855,6 кв. м жилья элитного и комфорт-класса.

Подробнее на РБК.
Группа ПСН
PSN Group
PSN Group
m.arkhipova@psngroup.ru