Требования по антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей необходимо учитывать на стадии проектирования

14 Февраля 2020
Такое заявление заместитель начальника Отдела электроснабжения и слаботочных систем Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России Татьяна Лапина сделала в ходе выступления на конференции «Обеспечение мер безопасности мест массового пребывания людей», которая состоялась в рамках XXV Международного форума «Технологии безопасности», проходящего в эти дни в Москве. Только дифференцированные требования к средствам инженерной защиты и инженерно-техническим средствам охраны мест массового пребывания людей, в том числе на этапе проектирования и строительства, позволят обеспечить наиболее эффективное и экономное использование этих средств, уверена эксперт.

Главгосэкспертиза России проводит экспертизу проектной документации социально-значимых объектов, включенных в перечень мест массового пребывания людей, в том числе спортивных объектов, международных детских центров, санаториев, набережных и многих других. Возникающие при этом вопросы к соблюдению проектировщиками требований к антитеррористической защищенности объектов можно условно разделить на три основные группы: отнесение объекта к местам массового пребывания людей, его категорирование и определение требований к оснащению объекта средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны. Зачастую сложности возникают в связи с тем, что решить эти вопросы заказчик или застройщик может только после ввода объекта в эксплуатацию.

Так, например, в требованиях нормативных правовых документов не указано то, на каком этапе жизненного цикла объекта и в какие сроки выполняется включение объекта в перечень мест массового пребывания людей. Из-за отсутствия критериев на законодательном уровне заказчикам/застройщикам и проектным организациям затруднительно учесть требования по антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей при проектировании. В результате они применяются только на этапе выполнения реконструкции объекта, уже включенного в перечень мест массового пребывания людей с установленной категорией и утвержденным паспортом безопасности.

«В процессе проведения экспертизы довольно часто выявляется, что даже при реконструкции объекта капитального строительства, заказчик/застройщик и проектные организации при подготовке задания на проектирование и проектной документации не представляют сведения о том, включен ли реконструируемый объект в перечень мест массового пребывания людей», - рассказала Татьяна Лапина.

Категорирование подобных объектов, напомнила спикер, проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и их возможных последствий. При этом категорирование проводит специальная комиссия уже после ввода объекта в эксплуатацию, а для этапов проектирования и строительства (за исключением реконструкции и капитального ремонта) дифференцированные требования законодательно не установлены. Учесть сведения опять же можно лишь на этапе реконструкции уже реализованного объекта, но при реконструкции или капитальном ремонте заказчик/застройщик и проектные организации в задании на проектирование и в проектной документации часто не указывают сведения о категории объекта.

Что касается требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, то согласно правилам разработки требований в них могут содержаться дополнительные меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), в том числе на этапе их проектирования и планирования. Однако в большинстве нормативных правовых актов эти меры не предусмотрены. Кроме того, требования в части оснащения мест массового пребывания людей средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны, как правило, носят общий характер, а конкретные модели средств охраны определяются в техническом задании на проектирование и на этапе выполнения строительно-монтажных работ, реконструкции и капитального ремонта.

«Так, например, согласно требованиям нормативных правовых актов места массового пребывания 1 категории - объекты, рассчитанные на единовременное нахождение более 1000 человек, по решению органа местного самоуправления могут быть оборудованы стационарными колоннами с кнопками экстренного вызова наряда полиции и системой обратной связи. То есть можно сделать вывод, что данное требование также не обязательно для исполнения», - отметила эксперт Главгосэкспертизы России.

В зависимости от установленной категории объекта определяется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, который может быть изменен в зависимости от общественно-политической, социальной и оперативной обстановки. При этом не вполне понятно, какой объем инженерно-технических средств охраны следует предусмотреть, особенно когда речь идет о финансировании реконструкции объекта за счет средств бюджетов бюджетной системы.

«В то же время в требованиях указано, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз и оперативной обстановке и обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование задействованных для обеспечения порядка сил и средств. Это возможно только при установлении закрепленных в законодательстве дифференцированных требований к средствам инженерной защиты и инженерно-техническим средствам охраны мест массового пребывания людей, в том числе на этапе проектирования и строительства», - подчеркнула Татьяна Лапина. При этом требования к антитеррористической защищенности зданий и сооружений, которые планируется использовать как места массового пребывания, должны учитываться уже на этапе подготовки задания на проектирование и разработки проектной документации. Только таким образом, по словам Татьяны Лапиной, можно обеспечить наиболее эффективное и экономное использование средств для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей.