Нашумевший “зеленый переход” в энергетике дает трамваям новый шанс по всей России

13 Декабря 2021
Нашумевший “зеленый переход” в энергетике дает трамваям новый шанс по всей России. Екатеринбургская трамвайная сеть – по величине третья в стране и развивать ее можно не хуже, чем в Петербурге, где сейчас благодаря ГЧП-проектам трамвай переживает ренессанс

Рогатый друг экологии

Прежде чем появиться на улицах Екатеринбурга, трамвай прошел тернистый путь. Разговоры о нем в Городской думе начались еще в 1896 году, но реализовать задумку не удавалось еще очень долго. Первый трамвай отправился по улицам города лишь в 1929 году – маршрут проходил от площади Горсовета (Цыганская площадь), по улицам Я. Свердлова, Дзержинского, Толмачева, Ленина, 8 Марта и Фрунзе. Всего было 12 километров путей.

Сегодня длина трамвайной сети в Екатеринбурге – 80,6 км, а длина маршрутов – 185,5 км. Это третья по величине трамвайная система в России после Москвы, Санкт-Петербурга. Но может быть и больше, а главное – транспорт этот можно сделать намного комфортнее и быстрее. Стимулом для этого может стать “зеленый переход”, а опыт можно перенимать у Петербурга.

Самый экологичный

Когда речь заходит о “зеленом переходе”, часто вспоминают про электромобили. А между тем куда более экологичным, чем любой индивидуальный транспорт, остается именно транспорт общественный – и в особенности, если он работает на “зеленом” электричестве. В этом смысле именно трамвай – идеальное решение для города. Например, по оценкам московских властей, на автотранспорт приходится до 90% вредных выбросов. Но в 2010 году столица начала реализацию экологической программы, которая позволила к 2020 году снизить общий объем выбросов более чем на 20%. Съездите в Москву, дышится там правда легче, хотя автомобилисты и ругаются на платную парковку.

Чтобы вернуть трамваю былое величие, у России есть очень хорошая база. Для начала, в стране есть экологичные энергоресурсы. Вопреки представлениям, доля “зеленой” энергии (энергии от гидроэлектростанций, атомных, ветряных и солнечных электростанций) в нашей стране приближается к 40%. При этом в мире на возобновляемые источники энергии приходится около трети электрогенерации.

Ну и сам трамвайный транспорт уже был отлично развит в прошлом. Советские власти активно занимались созданием системы трамваев во всех городах в XX веке, что было связано в первую очередь с необходимостью обеспечения надёжной перевозки работников на заводы в городах.

Конечно, в 90-е и даже в нулевые трамваю пришлось тяжело (в некоторых населенных пунктах трамвайные линии демонтировали вовсе), но этот ресурс не был полностью утрачен. Во-первых, осталось и развивается огромное советское наследие по производству трамвайных составов (чего, кстати не скажешь об электромобилях, хотя и такие наработки есть). Во-вторых, в крупных городах остались все необходимые условия: рельсы лежат, выделены обособленные линии (в Екатеринбурге примерно половина трамвайных путей проходит по обособленным участкам). Часто требуется лишь заменить подвижной состав и отремонтировать пути так, чтобы повысить скорость движения и комфортность поездки.

Концессия в помощь

Загвоздка в том, что модернизация требует денег. Как говорят эксперты, именно недофинансированность остается ключевой проблемой этого вида транспорта. Но по счастью, в последние годы в России успешно применяются механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), когда частные инвесторы привлекаются к реализации государственных задач и могут рассчитывать на их окупаемость.

Одним из пионеров стал Петербург, который отдал под реконструкцию линию в Красногвардейском районе. Трамвай “Чижик” запустили в 2019 году. В рамках проекта реконструировано более 14 км трамвайных путей и контактной сети, создано 40 остановок, 3 разворотных кольца, оборудовано 5 оборотных съездов, построено высокотехнологичное депо, приобретены 23 современных низкопольных трамвая. Что интересно, среди учредителей “Транспортной концессионной компании” значится строительная компания ЛСР. То есть проект был нужен застройщику, так как позволил продать свои квартиры дороже, повысив таким образом их транспортную привлекательность.

Сейчас в Петербурге ГЧП организуют уже не только под модернизацию, но и под строительство новых линий. Так, готовится к реализации проект трамвая от станций метро Купчино до Шушар и Славянки. Концесионное соглашение город заключил в 2019 году с компанией ООО «Балтнедвижсервис» (связано с Газпромбанком и группой «АБЗ-1»). Если все будет хорошо, приступить к строительству линии планируется в 2022 году. Уже к сентябрю 2023–го трамвай поедет от станции метро "Купчино" до Шушар, а через год — до Славянки. Да-да, вот так вот быстро возводятся трамвайные линии – особенно, если сравнивать с прокладкой метро. В том числе поэтому они снова стали так популярны в Петербурге, где почвы не очень располагают к подземному строительству.

Притом трамваи могут быть весьма шустрыми и по скорости не сильно уступать метрополитену. Еще один проект модернизации трамвайного движения сейчас готовят к реализации в Ростове-на-Дону. Сообщается, что он позволит в сократить время, которое горожане тратят на дорогу из отдаленных районов до центра города, сразу в три раза – до 25-35 минут вместо нынешних полутора часов. Среднюю скорость движения трамвая инженеры хотят увеличить с существующих 11,2 км/ч до 23 км/ч (в метро средняя скорость 40 км/ч).

ВЭБ РФ называет городами-лидерами публичной повестки развития общественного транспорта Пермь и Петербург, а городами-антилидерами Владимир и Воронеж. Екатеринбург – где-то между. По крайней мере, с 2021 года должно было начаться строительство новой ветки в район Солнечный, по улицам 2-й Новосибирской и Лучистой с конечной станцией в районе перекрестка улиц Лучистой и Чемпионов.

Если тренд на экологичность сохранится, то таких проектов в Екатеринбурге будет только больше. И хозяйничать на улицах нашего города снова будет трамвай – такой романтичный, экологичный и удобный транспорт.
#трамвай, #ГЧПпроект, #СанктПетербург
irozing
ММК