О чём не учат в автошколе: неписанные правила дорожного движения

10 Октября 2019
«Официальные» правила дорожного движения хорошо известны всем водителям – их учат в автошколах и ежедневно применяют на дорогах. Но, как и любая другая живая система, свод ПДД постоянно меняется, обрастая новыми нормами и нюансами. И речь сейчас не о законодательных поправках: очень часто водители сами придумывают новые правила поведения за рулём.

Самый простой пример – «спасибо», сказанное аварийкой, или двойное моргание фар как предупреждение о полицейской засаде на обочине: эти негласные «правила» хорошо известны любому водителю. Но есть и другие – в разных регионах и даже городах свои. Разберём самые интересные!

Москва
Для Москвы можно было бы, пожалуй, выпустить собственный свод правил. Столичный дорожный этикет обусловлен двумя факторами: плотным движением и вечной спешкой московских водителей. Это делает трафик весьма некомфортным, особенно для того, кто оказался в столице впервые. А вот те, кто достаточно покрутился в московских пробках, уже не удивляются:

- Коротким дистанциям и «пятнашкам». Если есть просвет в потоке, значит надо в него перестроиться или же ускориться, чтобы не перестроился кто-то другой – примерно так звучит одно из главных правил столичного водителя. В таких условиях держать предписанную ПДД дистанцию совершенно невозможно – через пару минут обязательно обнаружишь другую машину прямо перед носом. Остаётся только тренировать скорость реакции, чтобы, при необходимости, вовремя затормозить.

- Поворотам из среднего ряда. Свернуть направо из второго или даже третьего ряда пятиполосной магистрали? Легко, если речь идёт о МКАДе или крупном шоссе. Съезды с них часто оказываются  переполнены, а очереди на поворот могут растягиваться на километры. В таких условиях всегда найдутся желающие сломать систему и объехать стоящие машины, вклинившись в поворот параллельно основному потоку. В самых тяжёлых случаях образуются две «очереди» из двух рядов. Соблазн объехать их может быть велик, но есть риск нарваться на экипаж ДПС – полицейские тоже прекрасно осведомлены об этом московском «правиле»

Федеральные трассы
На межрегиональных шоссе – свои нормы, традиции и правила. Заправляют тут водители дальнобойных фур, небольших развозных фургонов и междугородних автобусов, а также «местные» водители из близлежащих городов. Если вести себя на дороге корректно, то никаких проблем не возникнет, наоборот, можно рассчитывать на помощь и содействие. Например, водители большегрузов на узких дорогах всегда подскажут плетущейся сзади легковушке, стоит ли выходить на обгон: включённый правый поворотник означает «впереди чисто», левый – «опасно, встречка».

А вот хамства на трассах не любят, особенно не жалуют «обочечников». Если в Подмосковье уже давно привыкли к тому, что в пробках обочина превращается в ещё одну полосу движения, то на трассе большегрузы и автобусы запросто могут перекрыть её, сместившись вправо. И, конечно, ни за что не пропустят машину с обочины обратно на дорогу. Ругаться, угрожать и подрезать не только бесполезно, но и небезопасно: информацию об агрессивном водителе быстро передадут по радиосвязи всем водителям соседних  фур – и тогда от них можно ждать весьма неприятных сюрпризов.

Юг
Именно в южном направлении – в сторону Ростовской и Краснодарской областей – чаще всего отправляются российские автопутешественники, поэтому будет нелишним осветить пару неписанных правил, свойственных этим регионам.

Во-первых, стоит подготовиться к довольно резкой манере вождения. Нет, адекватных автомобилистов на южных дорогах достаточно, но любителей резких разгонов и торможений заметно больше, чем в Подмосковье. Также много автомобилей с заниженной подвеской, которые движутся весьма специфично: «пуляют» по хорошим дорогам и еле плетутся, когда покрытие перестаёт быть идеальным. Неравномерность южного трафика приводит к высокой аварийности, которая подтверждается и статистикой ГИБДД: по количеству ДТП Краснодарский край обгоняет Московскую область и почти не уступает Москве.

Во-вторых, не стоит пугаться, если сзади вдруг раздастся сигнал клаксона без видимой на то причины: в южных регионах принято таким образом предупреждать об обгоне на двухполосных трассах. В этом случае стоит немного притормозить и если позволяет покрытие – сместиться немного вправо, упрощая водителю обгон.
Валерия Базыкова
Mio Technology
akalachev@2l-pr.ru