Под прицелом: фотофиксация техосмотра стала обязательной

15 Июля 2019
Автомобиль будет проверяться в течении получаса по 68 пунктам: работоспособность рулевого и тормозного управления, исправность приборов электронной панели, работа фар освещения, отсутствие трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей, наличие ремней безопасности, предусмотренных конструкцией автомобиля, соответствие VIN-номера на лобовом стекле и двигателе с данными СТС и ПТС, износ шин, величина протектора, совпадение рисунка протектора и др. Весь процесс будет фиксироваться на камеру, данные передаваться в общую базу как доказательство легальности получения диагностической карты, которая оформляется в электронном виде и закрепляется цифровой подписью механика. Также она должна содержать указание спутниковых координат места съемки, даты и времени начала, а также окончания техосмотра. За оформление диагностической карты без проведения техосмотра или если после ТО автомобиль не будет соответствовать требованиям безопасности должностные лица будут оштрафованы на 5-10 тысяч рублей, а юридические лица — на 100-300 тысяч рублей. Такие же штрафы грозят и за передачу в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра авто ложных сведений о проведении ТО. Государство будет финансировать установку камер фиксации на станциях техобслуживания, а также обеспечивать контроль над частными компаниями, которые будут осуществлять техническую проверку автомобилей, поэтому на стоимость прохождения ТО это нововведение не повлияет. При этом для каждого региона будет выделен свой бюджет для оборудования всех сервисов технического обслуживания камерами. Процесс перехода займет около года.
Главная цель закона – борьба с продажей диагностических карт, необходимых для оформления полиса ОСАГО, без фактической проверки технического состояния автомобиля. С января по март 2019 года произошло 1 245 аварий по причине управления технически неисправным транспортным средством. Жертвами этих ДТП стали 189 человек, пострадавшими – 1 800 человек. Именно на исправление этой печальной статистики и направлен закон об ужесточении контроля над проведением техосмотра.
Контроль над исполнением закона будет возложен на сотрудников МВД – они будут следить за порядком фактического проведения техосмотра - и на Российский союз автостраховщиков, под чьей ответственностью будет соблюдение требований к характеристикам и перечню средств диагностики, программному обеспечению, средствам фотофиксации, помещениям, в которых проводится техосмотр. Неисполнение порядка проведения ТО будет облагаться штрафами: для должностного лица от 5 до 10 тысяч рублей, для юридического лица — от 100 до 300 тысяч рублей, а за управление транспортным средством без диагностической карты предусмотрен штраф в размере двух тысяч.
Ужесточение проведения техосмотра автомобилей позволит также контролировать пропускную способность станций ТО - если система зафиксирует, что она превышена более, чем на 5%, следующая диагностическая карта не сможет быть оформлена. Контроль над проведением техосмотра позволит сократить количество ДТП, причиной которых становятся автомобили, выезжающие на дорогу неисправными, и минимизирует число мошеннических схем при оформлении диагностических карт.
Возможно, более важным изменением станет внесение в закон о техосмотре понятия пропускной способности пункта технического осмотра. Для каждого такого пункта будет определено максимальное количество транспортных средств того или иного типа, которое он способен обслуживать. Превышение пропускной способности будет допускаться всего на 5%.
Такая норма означает, что даже если конкретный пункт техосмотра продолжит продавать диагностические карты без проведения работ, объёмы такого бизнеса станут значительно ниже. Те пункты, которые продают диагностические карты в большом количестве, уже не смогут продолжать это делать, что приведет к снижению потока поддельных документов и аварий по причине неисправности авто.
Алексей Тузов
Независимый эксперт транспортной отрасли