Литературоведческий анализ произведения Леонида Андреева «Дневник Сатаны»

14 Июня 2018
ндреев (1871–1919 гг.) — один из самых известных и всё еще непрочитанных авторов начала ХХ века.
Пик его популярности пришелся на период 1906–1910-х годов — смутное и трагическое время для России. Но и в то время Андреева, взывавшего к глубинным основам бытия, понимали по-разному. [4] Его творческий стиль своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений. Леонид Андреев по праву считается одной из любопытнейших литературных фигур начала двадцатого века. [3]
Поставив в центр своего творчества феномен «Человека» — единственного земного создания, «знающего о том, что оно должно умереть» и совершить этот переход в полном одиночестве, Андреев не обходит тему человеческой жизни и человеческой души как поля непрекращающейся борьбы двух начал: бога и сатаны. Эта вечная тема и становится центральной в его произведении «Дневник Сатаны». Вечность данной темы бесспорна, как и её актуальность. И именно поэтому данный роман имеет большое значение в области культуры, а также, что немаловажно, в области издательского дела. Издание данного произведение — акт его популяризации, акт распространения идей, которые Леонид Андреев вложил в своё произведение.
Так как литературоведческий анализ данного произведения, являющегося его непосредственным объектом, с точки зрения издательской ценности не производился ранее, настоящая работа выступает первой в своем роде, чем и обуславливается её новизна.
Нам представляется необходимым отметить, что данное произведение — последнее из написанных автором. И, что примечательно, он так не успел завершить работу над ним. Этот факт несколько усложняет анализ данного произведения, в той же степени, сколько его усложняет и общая неоднозначность трактовки творчества Андреева в целом.
Итак, как было сказано ранее, центральной темой «Дневника Сатаны», неомифологического [1] романа Леонида Андреева, написанного в форме дневниковых заметок вочеловечившегося Сатаны [2], является противоречивая природа человека, неоднозначность деления мира на добро и зло. Также данный роман затрагивает тему любви, смысла жизни. Леонида Андреева явственно беспокоили и экзистенциальные вопросы: экзистенциальные темы поиска смысла жизни самого Андреева, выраженные словами главного героя, Сатаны, в его дневнике, очевидны.
И подобные изыскания автора наталкивают нас на определение проблем произведения: ярко выраженная психологическая проблема осознания собственной человечности Сатаной, которое по сути приравнивается ко вполне человеческому процессу самосознания; вечная проблема борьбы добра и зла — ожидание победы какой-либо из сторон.
Также примечательно, что идея данного произведения выражена крайне имплицитно: наличие яркого главного героя, от лица которого и ведется повествование, препятствует определению точной позиции самого автора, так как на всё происходящее читатель смотрит через призму восприятия вочеловечившегося Сатаны. Но однозначно одно: Андреев хотел показать человека во всей его неоднозначности, изменчивости и истинной разрушительности.
Пафос произведения неоднозначен: в нем встречаются элементы и ироничности, и трагичности.
Художественный замысел произведения раскрывается в рассуждениях о месте человека в жизни, его роли в ней, а также в рассуждениях о смерти.
Хронотоп данного произведения также неоднозначен: в нем присутствует явственный элемент хронотопа дороги (который строится на мотиве случайной встречи. Появление этого мотива в тексте становится причиной завязки). Дневниковые записки возвращают читателя к воспоминаниям главного героя.
Неоднозначны и персонажи и герои произведения, которых нельзя отнести, по сути, ни к одному сверхтипу без каких-либо замечаний. К героям мы относим Сатану, его альтернативную личность Вандергуда (этих героев мы объединяем в одного) и Фому Магнуса, его непосредственного двойника. К персонажам отнесём Эрвина Топпи, Марию, кардинала Х. и экс-короля. Неоднозначность персонажей обуславливается тем, что все они по мере развития сюжета произведения меняются кардинально, раскрываясь с абсолютно новой стороны. Каждый из них представляет собой глубинную противоположность — изнанку того, чем является.
Мир настоящего художественного произведения обширен.
Действие преимущественно разворачивается в Италии, а именно в Риме и живописной Кампанье, которые Андреев, имевший талант к живописи, разглядел во время собственного путешествия в Италию в 1914-м году [4], и именно этот год значится в датировке записей дневника. Пейзажи имеют как самоценное, так и лирическое описание, что неизбежно при форме повествования от первого лица. Художественный интерьер встречается как самоценный, так и описательно-характеристический (обилие книг в доме Магнуса).
Герои и персонажи произведения описываются различными способами описания как внутреннего мира, так и внешнего облика: наличествует и рефлексия, и самоанализ героя, и немаловажную роль играет художественный портрет, имя героя, его поведение. Стоит отметить, что внешность главного героя почти не описывается, в отличие от ярких описаний прочих героев и персонажей. Портреты многих персонажей имеют сатирический окрас, но особенно подробно изображается автором обожествленная Мария (образ Мадонны).
Данное произведение делится на четыре части, при этом первая часть содержит в себе пять дневниковых записей, вторая — шесть, третья — семь, четвертая — три. Необходимым считаем вновь уточнить, что произведение не является законченным.
В произведении наличествует несколько конфликтов, что делает данный текст многолинейным, при этом встречаются в целом устойчивые конфликты, так как разрешение некоторых из них не представляется возможным за неимением четкой концовки. Среди них: конфликт между главным героем и его противоположностью, Фомой Магнусом (конфликт интересов: «ненависть и безразличие» — относительно локальный конфликт) философский конфликт между добром и злом, нравственный конфликт, разворачивающийся внутри героя (этический конфликт).
Данные конфликты имеют общие истоки, а затем вновь сливаются воедино в самой выделяющейся сцене произведения, поэтому этапы экспозиции, завязки и кульминации будут для них общими: экспозицией выступает приезд Вандергуда-Сатаны и Топпи в Италию и крушение поезда, завязкой же является момент их знакомства с Магнусом и Марией, когда, ошеломленные крушением поезда, они искали пристанища, и нашли его в белом домике Фомы Магнуса в Кампанье. Кульминационным же моментом выступает завершающая сцена, в которой наконец-то раскрывается вся сущность действующих лиц, в которой раскрываются мотивы всех сторон. Развязки и эпилога далее не следует — произведение обрывается.
Сюжет данного произведения можно охарактеризовать как концентрический. В нем просматривается как эволюция самого действия, так и эволюция мышления самого главного героя, который освещает происходящие события.
Таким образом, произведение представляется нам весьма неоднозначным, но от этого не менее глубоким: заложенная в настоящий роман идея находит отклик и в современном искусстве. Например, в современной компьютерной игре «The cat lady» звучат следующие слова: «Единственные монстры — мы сами. Убийцы, насильники, поджигатели… Вот, кто реальные чудовища… настолько бесчеловечные — они не способны чувствовать ни вины, ни сострадания. Вот, кого действительно стоит бояться» — данная идея схожа с той, что транслировал Андреев в своем произведении, показывая, что человек порой способен быть хуже, чем сам Сатана. Поэтому, на наш взгляд, данное произведение, обличающее пороки человечества, несомненно стоит издавать и распространять. Данный анализ способен помочь при составлении макета издания: при подборке иллюстраций, которые смогли бы коррелировать с идейной составляющей текста, в составлении аппарата издания (при добавлении соответствующих его элементов: примечаний, комментариев и сопроводительных статей), а также при сокращении данного произведения для учебных изданий, которые, как известно, обязывается сохранить самую основу произведения.

Список литературы:
1. Бушмина И.В. Поэтика зеркал и масок в романе Л. Андреева «Дневник Сатаны» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/poetika-zerkal-masok-v-romane-l-andreeva-dnevnik-satany свободный (дата обращения: )
2. Леонид Андреев — Дневник Сатаны [Электронный ресурс] URL: http://libaid.ru/katalog/a/andreev-leonid/2902-leonid-andreev-dnevnik-satany свободный (дата обращения: )
3. Леонид Николаевич Андреев — краткая биография [Электронный ресурс] URL: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/leonid-andreev свободный (дата обращения: )
4. Петинова Е. «Сфинкс российской интеллигенции…» / Е. Петинова // Дневник Сатаны : роман, рассказы / Леонид Андреев. — СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус 2013 г. — С. 251-264
Нихезина А.С.
СПбПУ Петра Великого
kav29@yandex.ru